Неопытному христианину. О том, как вести себя в храме
Неопытному христианину
К оглавлению
О ТОМ, КАК ДОЛЖНО ВЕСТИ СЕБЯ В ХРАМЕ
Так как не все ведут себя в церкви благочинно и некоторые стоят в ней не
молясь и не внимая поемому и читаемому, другие смеются в церкви и разговаривают,
а иные даже иногда своими словами и поведением отвлекают других от богомыслия и
молитвы, подражая диаволу-искусителю, то вследствие сего мы сочли своим
нравственным долгом как таковым людям, так и всем вообще предложить поучение
одного из святых угодников Божиих и Святой Церкви о том, как должно христианам
вести себя в храме и как относиться к богослужению церковному.
Что же скажут нам об этом угодник Божий и Святая Церковь?
Преподобный Серафим Саровский поучает: "Много есть таких, которые говорят:
"Мы были у обедни, или у заутрени, или у вечерни", – и льстят себя надеждою, что
они действительно были, а в самом-то деле где скитался тогда ум их? Они телом
только были в храме Божием. Должно же христианам наиболее внимать себе и
стараться помнить, что перед нами Господь Сердцеведец и что мы стоим в храме, по
слову пророка: Всегда видел я перед собою Господа, ибо Он одесную меня;
не поколеблюсь (Пс. 15,8). Кто памятует, что нужно работать Господеви со
страхом и радоватися Ему с трепетом, тот внимает всему, что поется или
читается во время службы, особенно же тому, что читается из Священного
Евангелия, которое есть пластырь на всякий струп греховный".
Так учит о том, как должно вести себя в церкви, преподобный Серафим
Саровский. Послушаем теперь, что скажет нам о том же Святая Церковь.
В одном из церковных поучений Пролога говорится: "Дети и братие возлюбленные,
когда придете в церковь, с великим страхом и благоговением внимайте тому, что
поется во время Божественной литургии, и не разговаривайте о житейском в церкви
Божией. И пред земным царем надо предстоять со страхом, чтобы не навлечь гнев
его, и при земном царе бояться взглянуть друг на друга, чтобы не подвергнуться
за это наказанию.
Насколько же больше должно заботиться, чтобы, предстоя пред Богом в церкви,
не только не разговаривать друг с другом, но и постоянно иметь ум углубленным в
пение и молитву? Не нарушайте служения церковного разговором, смехом, дремотою,
но слушайте и внимайте, как поется: Всякое ныне житейское отложим
попечение... яко да Царя всех подымем (Литургия, Херувимская песнь).
И те из вас, которые хотят получить спасение, должны особенно заботиться о
чистоте душевной в час молитвы, а не прельщаться кознями диавольскими и не
пускаться в пустословие" (из Пролога на 6 июня).
Как видите, и угодник Божий, и Святая Церковь учат нас, чтобы мы в храме
Божием наиболее были внимательны к самим себе, помнили, что перед нами Господь
Сердцеведец, стояли со страхом, усердно слушали, что поется и читается во время
служб, не нарушали служения церковного разговором, смехом, дремотою, не
пускались в пустословие, не прельщались кознями диавольскими и заботились о
чистоте душевной в час молитвы. К чему обязывает нас это учение? Конечно, к
тому, чтобы мы следовали ему и вели себя в церкви так, как оно повелевает. И так
и должно быть, непременно, ибо в противном случае пребывание наше в храме станет
неугодным Богу и, следовательно, для нас бесполезным. Слушайте, что говорит
Господь о тех, которые ходят в храм не для храма: Приближаются ко Мне люди
сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня; но
тщетно чтут Меня (Мф. 15,8-9). Из этого ясно, что и молитва таких людей
неугодна Богу, и хождение их в храм пользы им не приносит.
Чтобы нам избежать сего, будем следовать относительно поведения в храме
учению и угодника Божия, и Святой Церкви. Каким образом? Будем входить в храм с
благоговением, отложив за порогом его всякое житейское попечение, будем
стоять в нем со страхом, как и должно стоять пред лицом Царя Небесного, и будем,
наконец, молиться так, как прилично молиться кающимся грешникам. Тогда уже
несомненно, что и молитва наша станет угодною Богу, и хождение наше в храм Божий
принесет нам великую пользу. Аминь.
<<