Неопытному христианину. Ленивым во всем
Неопытному христианину.
К оглавлению
К ЛЕНИВЫМ
Люди ленивые всегда несравненно больше ценят свои труды, чем люди
трудолюбивые и честные, и несравненно больше жалуются на тяжесть своих работ,
чем последние.
"Какая польза, – обыкновенно говорят они, от моих трудов? Вот, никто столько
не работает, сколько я, а что из этого? Исстрадался я весь, измучился, а
приобрести ничего для себя не приобрел и лишь только кое-как перебиваюсь со дня
на день".
Говорят так ленивые, и выходит по их словам, что все остальные, кроме них,
сидят сложа руки и что труд вообще бесполезен.
Но так ли это на самом деле? Посмотрим. В житии преподобного Серафима
Саровского читаем: телесные труды его, по различию времени теплого и холодного,
были различны. В холодную пору нужно было отапливать келью; старец своими руками
приготавливал дрова, носил их в хижину и согревал ее. Кроме труда телесного, в
этом случае он добровольно переносил холод и мороз, ибо одежда у него и на
зимнее время оставалась та же самая, в которой его всегда видели. Летом же он
возделывал гряды на своем пустынном огороде.
Чтобы удобрить землю, он ходил в жаркие дни на болотистые места, там собирал мох
и носил на гряды. Так как в низменные места он входил без одежды, препоясав лишь
чресла свои, то насекомые жестоко уязвляли тело его, отчего оно опухало, по
местам синело и запекалось кровью. Старец добровольно терпел эти язвы. Каждое
лето, удобряя землю мхом, отец Серафим возделывал без посторонней помощи гряды,
сажал на них семена, поливал землю, очищал от худой, в пищу негодной травы и
произращивал некоторые овощи, употребляя их для подкрепления сил своих. Кроме
этого, он носил на себе в мешке камни, говоря: томлю томящаго мя.
Была ли какая-нибудь ему польза от трудов его? Да, была.
Труды, упражняя тело, послужили старцу к уврачеванию боли в ногах; с телесным
упражнением сил он входил в состояние благодушия, которое изливалось в пении
священных песней; телесные занятия возвышали дух его к Небесному, Вечному и
Божественному, и при них он размышлял о премудрости и благости Божией в творении
мира. В каждом предмете, в каждом делании он видел сокровенное отношение их к
духовной жизни и поучался.
Что после приведенного примера скажут те, которые говорят: "Никто не работает
столько, сколько я", "исстрадался я весь, измучился, а ничего для себя не
приобрел"? Видите, как святые трудились и при каких злостраданиях трудились, так
можно ли их труды сравнивать с вашими? Ясно, что ваши труды настолько ничтожны
перед их трудами, что не стоит и говорить о них. И, следовательно, ложно доселе
вы говорили, что "никто не работает столько, сколько я". Несправедливы ваши
слова и о том, что нет вам пользы от трудов ваших. Нет вам пользы не от трудов,
а от вашей лени, а кто трудится, тот имеет во всем достаток (Сир.
10,30), и возделывающий землю увеличит свой стог (там же, 20,28). От
трудов есть также польза и для души.
Вот, смотрите на преподобного. От своих трудов он приобретал благодушие,
возвышался душой к Небесному, помышлял о премудрости и благости Божией в
творении мира и поучался в духовной жизни.
Итак, не роптать, не жаловаться вы должны на свои труды, а приучаться к ним,
помня, что они суть дело Божие, ибо Сам Господь сказал: в поте лица твоего
будешь есть хлеб (Быт. 3,19), и в четвертой заповеди написал: шесть дней
работай и делай [в них] всякие дела твои (Исх. 20,9).
И когда будете помнить это, тогда всякий труд будет для вас легок и приятен,
и работа ваша будет спориться, и довольство вам даст, а ропот и малодушие
исчезнут, и на душе у вас всегда будет приятно и весело. Аминь.
<<