Серафим Саровский
К 100-летию канонизации (1 августа 2003 года)
и 250-летию со дня рождения (1 августа 2004 года)
Разделы портала
Фото дня
Книги о Серафиме Саровском
Официальная эмблема празднования
Официальная эмблема празднования 100-летия канонизации прп. Серафима Саровского
Русская коллекция
Поиск...
Google
Пользовательского поиска

Партнеры

RU-CENTER. Регистрация доменов. Хостинг

Хостинг VDS от 149 руб.

OZON.ru

Публикации / Статьи

НОВАЯ РОСПИСЬ СТАРОГО ХРАМА

О храме

Преподобный Серафим последние свои годы провёл в келье, расположенной в длинном одноэтажном здании, которое соединяло юго-восточную («Рухлядную») башню и «Архиерейский дом». В этой келье иеромонах и скончался 15 января (по новому стилю) 1833 года.

В 70-х годах XIX века тамбовский епископ Палладий предложил увековечить память Серафима возведением над бывшей его кельей храма. Строительство началось в 1899 году по проекту архитектора А.С. Каминского и завершилось через два года. Сохранённая келья Серафима, украшенная снаружи и изнутри, находилась под крышей нового храма, в юго-западном углу.

С 1901 по 1903 годы продолжались отделочные работы. Следует подчеркнуть, что роспись храма тогда не была задумана и, соответственно, не выполнялась. Храм строился во имя Пресвятой Троицы. Но освящён был 21 июля 1903 года во имя новопрославленного преподобного Серафима Саровского. В 1927 году в связи с закрытием монастыря служба в храме прекратилась. Еще через 22 года в нём открылся городской театр.

В ноябре 2002 года здание храма было возвращено церкви, и в нём начались реставрационные работы. По настоянию епископа Нижегородского и Арзамасского Георгия было принято решение: стены и своды храма должна украсить роспись – новый элемент облика старой церкви.

Как это было...

Начало собственно росписи храма пришлось на 29 апреля 2003 года, то есть на ее выполнение отводилось очень короткое время.

  Художники с газетой в руках: "Да уж, чего только про нас не пишут..."

Ярослав Владимирович Рылло (на фото - крайний слева), руководитель группы иконописцев: - О том, что нужно расписать 2,5 тыс. кв. м к 25 июля, мы узнали в феврале. По благословению епископа Нижегородского и Арзамасского Георгия и с одобрения Эрика Николаевича Поздышева (генерального инспектора концерна «Росэнергоатом»), попечителя и организатора реставрации храма, я приехал в Саров. Общая картина интерьера храма просто испугала: окна забиты железом, горы мусора, неоштукатуренные стены… В Москву я вернулся в большом недоумении: огромный объем работ, практически нереальные сроки, нет денег на ремонт и роспись...

Но тут произошло одно событие, которое утвердило меня в том, что храм может быть расписан к празднику, а все необходимое приложится. В первые часы после моего возвращения из Сарова мне поступил звонок с предложением срочно приехать по делу, которое меня наверняка заинтересует. Приехав и поняв, о чем идет речь, я был практически потрясен, поскольку мне предложили купить икону преподобного Серафима Саровского. Я понял, что батюшка Серафим благословляет нас на эту Работу.

Вскоре появились и деньги. Руководство компании «Вимм-Билль-Данн» приняло решение оплатить основную часть работ по росписи храма; потом нашлись и другие спонсоры. Мы решились принять приглашение на эту работу не сразу. Но теперь счастливы, что сделали это. Начали мы работы 29 апреля, на светлой седмице, торжественным молебном и благословением владыки Георгия.


Художники – их 50 человек - работали действительно очень быстро. Уже 7 мая 2003 года значительная часть алтарной стены была расписана. Загрунтовали белым большую площадь на других стенах, что сразу придало церкви праздничный вид. 20 июня 2003 года роспись алтаря уже завершилась, четверик (центральная часть храма) был готов на 70 процентов.

В середине июля работы сосредоточились в основном в трапезной (западной) части храма. Здесь пришлось изменить первоначальные художественные решения, согласно которым велась роспись. На западной стене трапезной планировалось изобразить сцену Страшного суда (основой росписи послужила бы композиция в Трапезной палате Троице-Сергиевой лавры). Но потом выяснилось, что в помещении будут восстановлены хоры, что означало изменение сюжетов росписи.

Такое быстрое выполнение важного поручения Патриарха Всея Руси Алексия – так можно сказать о росписи храма – далось нелегко. Художники работали с 9 утра до 8.30 вечера, с часовым перерывом на обед.

Ярослав Владимирович Рылло: - Владыка Георгий не благословил работать в воскресные и праздничные дни. Но строгая организация работ, заданная с самого начала, позволяет выдерживать график. Перед работой каждый в душе произносит: «Господи, благослови! Преподобный Серафим, помогай нам!». К назначенной дате роспись обязательно будет закончена.

Работа по росписи была уже практически завершена 24 июля: строительные леса разобраны, осталось «подчистить» отдельные мелкие недоделки и огрехи фона, орнамента. На все потребовался 71 день (не считая воскресных и других церковных праздников), и даже не все из них оказывались полностью рабочими. Мешала сборка-разборка лесов (для того, чтобы увидеть в целом отдельные сюжеты на сводах четверика, алтарной части, где высота, соответственно, 19 и 15 метров, приходилось не один раз разбирать леса и вновь собирать их); регулярные посещения контролирующих комиссий оргкомитета и епархии – а они проходили практически ежедневно – при всей их необходимости отрывали от работы. Мешали и другие досадные ошибки и неприятности, неизбежные в любой работе, а при ведущихся параллельно ремонтно-строительных работах тем более.

Но с Божьей помощью и по молитвам батюшки Серафима все это преодолено. – Но были не только препятствия, – говорит Ярослав. – Мы глубоко признательны многим, кто оказывал нам скорую и неоценимую помощь в вопросах, в которых мы были бессильны. Прежде всего – директору ядерного центра-ВНИИЭФ Радию Ивановичу Илькаеву, его заместителю Юрию Миновичу Якимову, начальнику Управления механизации и автотранспорта Владимиру Васильевичу Гусакову, командиру дивизии внутренних войск Михаилу Рафоновичу Пачикову, начальнику Центра общественной информации ВНИИЭФ Владимиру Васильевичу Еманову, Владимиру Кирилловичу Маслову - главному врачу профилактория, где мы все жили, и многим, многим другим.

О технологии

По словам руководителя группы Я.В. Рылло, технология работ уникальна, поскольку расписывать надо очень быстро. В составе группы – свои монтажники, маляры, штукатуры, выполняющие всю подготовку стен храма, состояние которых исследовала технолог-эксперт Министерства культуры И.А. Кулешова. По её рекомендации художники остановились на современных водных акриловых красках. Они не выгорают на свету, дают стенам дышать, отталкивают воду и копоть.

О росписи

Один из вопросов, которые задавали Я.В. Рылло на пресс-конференциях и в беседах, был таким: а не обидно ли вам, что роспись увидит не много людей? Ведь Саров остаётся закрытым городом.

Ярослав Владимирович: - Да что вы, работа здесь - это большое счастье. Мы церковные художники, и самое главное для нас – осознание того, где находишься и что попал сюда промыслом Божиим.

Алтарная часть, которая открывается взорам после снятия лесов 15 июля, - самая многодельная по количеству образов и ликов. Нижний ярус называется «Служба святых отцов». В центре – Святой Престол, по бокам рядом со святителями - творцами литургии Иоанном Златоустом и Василием Великим - изображены святители-новомученики: патриарх Тихон, митрополит Владимир Киевский, митрополит Вениамин Петроградский, священномученики Серафим Чичагов, автор Дивеевской летописи, Серафим Звездинский и ещё многие.

В верхнем ярусе восточной алтарной стены - Пресвятая Богородица в сонме херувимов и ангелов и припадающий к Ее ногам святой Серафим Саровский. На южной и северной стенах алтаря – изображения пророков. Потолок алтаря декоративен и является украшением настенной живописи. Этот важный момент связан с архитектурными особенностями. Храм поздней постройки, он создан в русско-византийском стиле, поэтому присутствие в росписи декоративного элемента – орнамента, который поддерживает живопись, собирает все ее детали воедино, - вполне оправданно.

Всю центральную часть храма, четверик, задумано было посвятить святым, основоположникам монашества. Здесь располагаются большие ростовые фигуры Антония Великого, Сергия Радонежского, Антония и Феодосия Киево-Печерских. На своде купола – образ Спасителя «Спас Пантократор» в сонме серафимов. Лентой вдоль основания купола написан на церковнославянском языке Символ веры.

Самая главная композиция четверика, от которой берут начало все остальные, размещена на большой восточной стене перед алтарем - это «Явление Пресвятой Богородицы преподобному Серафиму Саровскому в день Благовещения». У этой композиции своя история. Когда восстановительные работы только начинались, патриарх Алексий в беседе с владыкой Георгием высказал пожелание, чтобы в росписи храма обязательно присутствовал этот сюжет и чтобы к торжествам был написан хотя бы он. Мы при поддержке преподобного, которую ощущали всё время наших трудов, сделали больше.

На южной и северной стенах четверика над окнами располагаются композиции по двум очень известным евангельским сюжетам: «Нагорная проповедь» и «Проповедь Иоанна Предтечи». На западной стене - традиционная для православных храмов икона «Успение Пресвятой Богородицы».

Трапезная - одна из главных частей храма, она целиком посвящена преподобному Серафиму. Роспись здесь располагается невысоко, она приближена к молящимся. Тема росписи стен храма и самой келии - житие и прославление преподобного Серафима Саровского. В этой же части находится изображение царя-мученика Николая II, настоявшего на скорейшем прославлении святого.
Другой вопрос, который интересен не только верующим, но и всем любителям живописи: в каком стиле выполнены эти работы большого смысла и значения?

Я.В. Рылло: - Перед тем, как приступить к росписи, была разработана и утверждена её художественная концепция. Мы рассматривали это как очень важный шаг, потому что храм расписывался нами впервые. Смысл и основа предложенной идеи – пасхальная радость. Преподобный Серафим говорил всем приходящим к нему: «Радость моя! Христос воскресе!». Вот это удивительное настроение Пасхи в любое время года наши художники и задумали создать.

Храм расписан в радостных, праздничных красках - как пасхальное яйцо. В росписи преобладают три основных цвета: зелёный (цвет преподобного) и два цвета Пасхи – красный и золотой. Мы используем элементы византийского орнамента, золотые тона. Живописный язык основан на лучших церковных традициях XIX века. В этом заключено точное соответствие архитектурному облику храма, который построен в русско-византийском стиле.


О художниках

По словам Я.В. Рылло, основу художественной группы составляют люди, которые давно работают вместе, знают церковное искусство, имеют опыт церковной жизни. Последние крупные работы этой в прямом смысле творческой мастерской – участие в реставрации Успенского собора кремля города Дмитрова и роспись храма Покрова Пресвятой Богородицы в городе Минеральные Воды. Много лет художники сотрудничают с московским Сретенским монастырём в деле его реставрации и написании икон.

Для работ в Сарове Я.В. Рылло пригласил известного церковного мастера Алексея Валерьевича Артемьева. Он является постоянным членом патриаршей комиссии по церковному убранству. Именно он и художники Андрей Ахальцев, Михаил Савостюк, Дарья Шабалина и Ярослав Рылло разработали концепцию росписи храма. Я.В. Рылло и Д. Шабалина стали главными художниками проекта. За общее руководство сложным художественным процессом отвечает также Я.В. Рылло.

При выполнении росписи, конечно, среди художников естественна специализация. Так, орнамент в церкви Серафима Саровского создан А. Ахальцевым. Лики святых писали Дарья Шабалина, Ярослав Рылло и Сергей Матвеев.

Руководитель группы подчёркивает: - В нашей работе есть понятие соборности, и каждый прилагает свои силы к тому, что ему даётся лучше всего. Именно благодаря соборности удалось завершить такой объем работ в столь сжатые сроки. Нельзя не отметить активной работы саровских художников, которые постоянно помогали москвичам в исполнении орнаментов.

Кто они

Конечно, всем, кто следил за тем, как преображается храм Серафима Саровского, было интересно узнать побольше о самих художниках, о настроениях, владеющих ими. Ярослав Рылло: - Все, кто здесь работает, – люди православные. Все понимают, что находятся в святом месте. При том напряжении, с которым мы вели роспись храма, – из-за больших объёмов работы и сжатых сроков - от каждого требовалось не только хорошее владение своим ремеслом, но и большая доля внутреннего смирения. О себе руководитель группы рассказывает немного. Родился в Москве, воспитывался в православной семье.

Предки по отцовской линии - священники. Последний, протоирей Петр, был расстрелян в 1937 году. Отец Ярослава, Владимир Всеволодович, с ранних лет избрал для себя путь церковного художника. Дети - два брата и сестра - с детства помогали отцу по росписи и реставрации икон. Ярослав закончил Суриковскую художественную школу, служил в армии, далее работал в бригаде отца. Ездили по разным городам, реставрировали разные храмы. Например, работали в Пюхтицком монастыре.


С 1990 по 1993 год Ярослав с супругой Дарьей Шабалиной учились в Свято-Сергиевском богословском институте в Париже, писали иконы. Отец и брат работали в Москве и Пюхтицах. В 1993 году по благословению тогда еще здравствовавшего старца Николая (с острове Залита в Псковской области) брат Владимир ушел на Святую Землю, а позже на Святой горе Афон в Свято-Пантелеймоновом монастыре принял постриг с именем Варсонофий. Сейчас родители Ярослава восстанавливают храм-часовню во имя Казанской Божьей Матери в подмосковной деревне Нестерцево.

Центр общественных связей Российского федерального ядерного центра – ВНИИЭФ (Наталья Богуненко) с использованием материалов А.Виноградовой, Г.Куличкова и А.Каминского Фото А.Чукреев



Серафим Саровский
Серафим Саровский
Новости за...
Ссылки
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Смотреть на Твиттере

Официальный сайт внешних церковных связей
Официальный сайт внешних церковных связей

Смотреть на Твиттере

Православие.Ru
Смотреть на Твиттере

Официальный сайт Нижегородской епархии
Смотреть на Твиттере

Саровская пустынь
Смотреть на Твиттере

Благотворительный фонд преп. Серафима Саровского

Каталоги
Православное христианство.ru

Orthodox Directory

Обмен баннерами
Если Вам понравился портал, предлагаем установить наш баннер:

Серафим Саровский

Погода
Православный календарь
Сегодня
Главная | Серафим Саровский | Саровская пустынь | Саров | Новости | Даты | Публикации | Фото | Видео | Книги | Ссылки | Контакты
Copyright © 2003-2017 Группа информационной поддержки.
Яндекс цитирования
counter.nn.ru Rambler's Top100