Серафим Саровский
К 100-летию канонизации (1 августа 2003 года)
и 250-летию со дня рождения (1 августа 2004 года)
Разделы портала
Фото дня
Книги о Серафиме Саровском
Официальная эмблема празднования
Официальная эмблема празднования 100-летия канонизации прп. Серафима Саровского
Русская коллекция
Поиск...
Google
Пользовательского поиска

Партнеры

RU-CENTER. Регистрация доменов. Хостинг

Хостинг VDS от 149 руб.

OZON.ru

Публикации / Статьи

По святым местам Сарова. "Церковны вестник"

По святым местам Сарова

Пещеры

Возникновение пещер Саровского монастыря относится к самому раннему периоду его истории. Их начал копать еще Первоначальник обители Иоанн в то время, когда он уединенно жил на Старом Городище. Пещеры в Сарове были задуманы им по образцу киевских. В 1709 году в подземельях была устроена церковь, которая сохранилась до нашего времени. Храм невелик: максимальные размеры его 9 х 6 метров, свод поддерживается четырьмя колоннами, более метра в поперечнике каждая.

В начале XVIII века разрешение на освящение подземной церкви было получено с большими трудностями. Митрополит Стефан Яворский разрешил открытие церкви только после ходатайства царевен Марии и Феодосии, сестер Петра I, 30 мая 1711 года. Они же подарили в новую церковь частицы мощей Киево-Печерских чудотворцев, которые хранились в ней под престолом. Церковь в пещерах освятили в честь Антония, Феодосия и всех преподобных Киево-Печерских.

Однако служба в подземной церкви продолжалась недолго. Система вентиляции была несовершенной, от сырости портились дерево и богослужебные книги. На долгие годы церковь стала бездействующей (службы прекратились уже в 1730-х годах).

В 1778 году пещеры и пещерная церковь были отремонтированы. В числе вкладчиков на возобновление церкви был Николай Афанасьевич Радищев, отец писателя. После ремонта церковь была освящена 15 августа 1780 года.

Из-за сырости иконостас и церковную утварь в церкви Антония и Феодосия приходилось подновлять и менять. При игумене Иосифе (1872—1890) чугунный иконостас был заменен медным посеребренным с медными позолоченными иконами. Длиной иконостас был 5,6 м, высотой — 2,1 м. Служба в церкви проводилась лишь раз в году — в день памяти собора Киево-Печерских святых.

Пещеры служили в основном для экскурсионных целей и просуществовали до создания Ядерного центра. В 1950-х годах вход в них засыпали землей, и постепенно пещеры и все, что с ними связано, стало отходить в область преданий. В 1992 году вход в подземелья был вновь найден, пещеры и подземная церковь стали доступны для изучения и реставрации.

Существовало множество легенд, связанных с Саровскими пещерами. После закрытия монастыря стали распространяться слухи, что протяженность подземных ходов на самом деле гораздо длиннее: молва доводила подземелья до источника Серафима Саровского (2 км) и даже до Дивеевского женского монастыря (14 км по прямой). В настоящее время раскопки подземного комплекса продолжаются. Сегодня можно сказать, что многоуровневая система ходов охватывает практически всю площадь монастыря.

Подземелья Саровской пустыни — самое древнее, что осталось от монастырских времен. Сегодня они имеют статус памятника архитектуры федерального значения и охраняются государством. В июле 2003 года в пещерном храме смонтирован уникальный чугунный иконостас.





Дальняя Пустынька

В четырех километрах от монастыря вверх по течению реки Саровки располагается одно из святых мест, которое связано с именем преподобного Серафима.

Сразу после смерти настоятеля монастыря иеромонаха Пахомия отец Серафим попросил вновь назначенного настоятеля Исайю благословить его на пустынное жительство, дабы не смущать братию тяжестью подвигов, к которым он был готов. 16 лет прожил о. Серафим уединенно в небольшой избушке на берегу Саровки. Тысячу ночей он простоял в молитве на камне в лесу, а днем продолжал подвиг столпничества в своей келье. Здесь, на Дальней пустыньке, крестьяне села Кременки, движимые слухами о богатствах монаха-отшельника, часто навещаемого паломниками, одажды жестоко избили его. Безнадежно больной, батюшка Серафим быстро пошел на поправку после посещения его Богородицей. Однако с тех пор он уже не мог ходить, не сгибаясь — сказывалась травма позвоночника.

После смерти о. Серафима дивеевские сестры перенесли эту келью в монастырь.

К Саровским торжествам 1903 года, посвященным прославлению о. Серафима в лике святых, Дальняя пустынька была восстановлена и место, где она стояла, благоустроено. К этой вновь поставленной келье приезжал император Николай II со своей семьей.

После закрытия монастыря место пришло в запустение, все было разрушено. Но люди помнили его и продолжали приходить на Дальнюю пустыньку, несмотря на запреты властей.

В 1990 году на этом месте членами исторического объединения “Саровская пустынь” была поставлена деревянная часовня.

В 1991 году известный скульптор Вячеслав Клыков изготовил и подарил городу памятник преподобному Серафиму Саровскому. Монумент установили в районе Дальней пустыньки, в лесу. Городские власти помогли благоустроить это место.

В 2000 году на Дальней пустыньке стараниями руководства Российского федерального ядерного центра, местного прихода и благотворителей была построена каменная часовня с навесом, предохраняющим от дождя. В летнее время в ней еженедельно совершаются богослужения.





Ближняя Пустынька

Между Дальней пустынькой и монастырем располагалась Ближняя пустынька преподобного Серафима. Она стояла на горе над речкой Саровкой. После смерти преподобного это было самое посещаемое место в районе Саровского монастыря, поскольку здесь находился источник преподобного Серафима, а впоследствии была сделана и купальня. Именно сюда стремились попасть паломники со всей России.

В 1825 году преподобный Серафим Саровский по велению Пресвятой Девы Марии, явившейся ему здесь же, на Ближней пустыньке, вышел из затвора. Возвращаясь в монастырь из Дальней пустыньки вдоль Саровки, он остановился у Богословского родника. Этот родник назывался так потому, что рядом с ним стоял крест с иконой св. ап. Иоанна Богослова. Возле родника пустовала келья умершего незадолго перед этим отшельника Дорофея. Келья на Ближней пустыньке была маленькая, у нее даже не было дверей, поэтому внутрь нее приходилось вползать. Через некоторое время о. Серафиму срубили новую келью, которая была чуть больше, имела окна и двери.

Вся предыдущая жизнь преподобного Серафима была направлена на очищение своей души от страстей и обучение ее “стяжанию Духа мирного”. К батюшке Серафиму стали приходить люди, и с каждым днем их становилось все больше и больше. Слава о великом подвижнике разнеслась по всей России. Легенды говорят, что к нему приходило в день до двух тысяч человек.

После смерти преподобного Серафима Саровского слава его и этого места возросла многократно. К Ближней пустыньке шли люди в ожидании чуда. Они шли за святой водой и купались в источнике.

К моменту канонизации преподобного Серафима Саровского над источником была сооружена часовня. Под горой, где стекала воды источника, сделали купальню. Вначале она была небольшая, деревянная, а после торжеств 1903 года было выстроено большое каменное здание. В купальне было четыре отделения для разных сословий. Каждый приходящий мог искупаться под ледяной струей источника, который к этому времени стали называть Серафимовским.

В советское время часовню и купальню разрушили, а источник забетонировали. Но еще долго вода находила себе выход и появлялась под горой. Через несколько лет чуть ниже купальни по течению реки Саровки насыпали плотину, уровень воды поднялся, и источники оказались под водой. Со временем видимые обозначения Ближней пустыньки на местности были утеряны.

В 1991 году члены исторического объединения “Саровская пустынь” начали поиски этого святого места. По свидетельствам очевидцев, купальня находилась на территории нынешней зоны отдыха горожан, на берегу пруда, который образовался в результате строительства плотины на реке Саровке. В результате проведенных раскопок место купальни было найдено. Само здание не сохранилось, но нижние помещения, где происходило купание, оказались целыми. В эти четыре помещения вели ступени, выложенные метлахской плиткой, пол был выстлан кафелем с очень красивым цветным орнаментом.

Но денег на восстановление Ближней пустыньки не нашлось. Со временем от стен и полов купальни стали откалывать плитку и кафель. Пришлось снова засыпать фундамент купальни землей до лучших времен.

Возле автомагистрали напротив места Ближней пустыньки был поставлен большой деревянный крест. Рядом с крестом городские власти поставили памятный камень.





Место Моления Преподобного Серафима на Камне

В лесу, по дороге от монастыря к Дальней пустыньке, преподобный Серафим нашел большой камень. На нем, перед иконой Святой Троицы, закрепленной на дереве, он молился в течение 1000 ночей. Днем Серафим продолжал свой подвиг на малом камне, который находился у него в келье на Дальней пустыньке.

После смерти старца Серафима дивеевские монахини с помощью огня и воды раскололи большой камень на части. Его осколки хранятся в храмах и благочестивых семьях по всей России и за ее пределами.

К Саровским торжествам 1903 года был установлен камень, похожий на прежний Серафимов — предположительно на том же месте, где находился первый.

Во времена советской власти часовни были разрушены, а камень был сброшен в глубокий ров, который специально выкопали бульдозером. Но само место сохранилось до наших дней благодаря приходившим сюда помолиться верующим.

В 1990 году возникла идея восстановить место моления Серафима на камне. В лесу нашли похожий камень, и члены исторического объединения обратились к строителям города с просьбой помочь перевезти этот камень на место моления батюшки Серафима.

Чтобы вывезти камень, строителям пришлось насыпать в лесу дорогу для подъезда подъемного крана и грузовика. Несмотря на трудности, камень был доставлен на место. Удивительным оказался факт, что под большим валуном лежал другой, поменьше, красного цвета. Его тоже забрали. И каково же было удивление, когда со временем стало известно, что в своей келье старец Серафим молился на малом камне красного цвета. Сейчас этот камень красного цвета лежит на месте кельи старца Серафима на Дальней пустыньке.

В 1992 году над камнем, где молился преподобный старец ночью, установлены деревянные сень и поклонный крест.





Храм Преподобного Серафима Саровского

Храм заложен в 1897 году (архитектор А.С. Каминский), за несколько лет до канонизации прп. Серафима, и был свидетельством глубокого почитания саровского старца. Первоначально храм предполагалось посвятить Живоначальной Троице. Его строительство велось над кельей, где последние годы жил преподобный, поэтому у храма было другое название — Храм над кельей Серафима Саровского. Освящен он был сразу после канонизации преподобного в 1903 году, и это был первый в мире храм, освященный в честь преподобного Серафима. Келья отца Серафима, как драгоценное сокровище, находилась внутри храма. Ее можно было обойти с трех сторон и зайти внутрь. В ней хранились вещи великого старца. Со временем келью украсили росписью и сделали над ней шатровую главу с крестом. Она стала походить на часовню.

С 1949 по 2002 год в храме размещался театр. Келья Серафима Саровского была разрушена, однако ее фундамент сохранился. К 100-летию канонизации преподобного Серафима храм был полностью восстановлен и расписан. Полностью восстановлена и келья преподобного в трапезной части храма.





Храм Иоанна Предтечи

Это здание отличалось от других монастырских храмов тем, что оно было построено вне пределов монастыря — не на Саровском холме, а у его северного подножия, на специально сооруженном высоком подклете. Особенностью храма было то, что он стоял прямо над источником, бившим тогда из-под земли. Его так и называли: храм над колодцем Первоначальника.

Строительство небольшой одноглавой церкви было начато в 1747 году. Эта церковь просуществовала около 70 лет. В 1812 году была сооружена каменная лестница к этому храму, спускавшаяся по крутому северному откосу холма. А в 1821 году здание было разобрано, и на этом же месте началось строительство новой, уже пятиглавой, каменной церкви Иоанна Предтечи.

В ней было устроено три престола: главный, в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи, и два дополнительных, посвященных апостолам Иакову Алфееву и Кириллу Иерусалимскому. Главный престол храма был освящен 19 июня 1827 года. Пятиглавая церковь, украшенная лепниной и колоннами, была выполнена в стиле классицизма. От монастыря к церкви вела белая широкая лестница. В подклете здания был сооружен каменный бассейн, в который поступала вода из источника.

После закрытия Саровского монастыря храм пришел в запустение. Церковная убранство было разворовано, храм обезглавлен. В 1930-е годы в монастыре была исправительно-трудовая колония, и в здании бывшего храма располагалась мастерская по изготовлению деревянных игрушек. Согласно принятой в те годы нумерации, здание стало называться “корпус 41”. В конце тридцатых годов бывшее церковное здание некоторое время использовалось в качестве жилого. Были прорублены окна, установлены перекрытия. Позднее в нем было одно из общежитий местного машиностроительного завода.

В июне 1950 года здесь открылась гостиница для инженерно-технических работников КБ-11, затем служба контрольно-измерительных приборов ВНИИЭФ и другие службы института.

В начале 50-х годов, в связи с прокладкой улицы Сталина (ныне проспект Мира), была закопана существовавшая более 170 лет величественная каменная лестница к храму.

15 июля 1999 года храм был возвращен Нижегородской епархии, а 25 марта 2000 года в нижней части храма был завешен ремонт и митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай совершил освящение нижнего придела. К торжествами 2003 года фасады Предтеченского храма полностью восстановлены.





Храм Всех Святых

В начале 1832 года игумен Нифонт написал обращение к благодетелям — жертвователям Саровского монастыря с просьбой о сборе средств на строительство около монастыря небольшой каменной церкви во имя Всех Святых и создание при ней кладбища для погребения как усопших обитателей монастыря, так и странников, бедных богомольцев, окончивших жизнь в Саровской пустыни. На это обращение тогда откликнулось немало богатых людей из разных городов России.

Строительство церкви началось в 1832 году и закончилось спустя полтора года. Освящение ее состоялось 3 июля 1834 года. К западу от церкви было устроено кладбище, получившее название Всехсвятского. После закрытия монастыря в здании церкви в разные годы были магазин, столовая, ресторан и хозяйственный магазин.

В 1992 году ВНИИЭФ передал этот храм первой православной общине города. 6 июня 1993 года церковь была освящена митрополитом Нижегородским и Арзамасским Николаем, и в ней совершаются регулярные богослужения.

Фото — Сергей Чапнин. При подготовке материала использована книга “Саров — Дивеево. Путеводитель” (2001 г.), подготовленная участниками исторического объединения “Саровская пустынь”.








Серафим Саровский
Серафим Саровский
Новости за...
Ссылки
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Смотреть на Твиттере

Официальный сайт внешних церковных связей
Официальный сайт внешних церковных связей

Смотреть на Твиттере

Православие.Ru
Смотреть на Твиттере

Официальный сайт Нижегородской епархии
Смотреть на Твиттере

Саровская пустынь
Смотреть на Твиттере

Благотворительный фонд преп. Серафима Саровского

Каталоги
Православное христианство.ru

Orthodox Directory

Обмен баннерами
Если Вам понравился портал, предлагаем установить наш баннер:

Серафим Саровский

Погода
Православный календарь
Сегодня
Главная | Серафим Саровский | Саровская пустынь | Саров | Новости | Даты | Публикации | Фото | Видео | Книги | Ссылки | Контакты
Copyright © 2003-2017 Группа информационной поддержки.
Яндекс цитирования
counter.nn.ru Rambler's Top100