[04/08/2017]
Состоялся ежегодный крестный ход по маршруту: Саров — Дивеево — Саров
В этом году он был посвящен не только прп. Серафиму Саровскому, но и святым Царственным страстотерпцам, к скорбной дате столетия убиения которых в 1918 году мы приближаемся, и в честь которых строятся два храма, в Дивееве и в Сарове.
Рано утром 31 июля саровские крестоходцы отправились от храма Всех Святых на Дальнюю пустынку, где был совершен молебен прп. Серафиму Саровскому. По традиции, несли хоругви и две большие иконы — прп. Серафима и Божией Матери «Скоропослушница». Затем крестный ход последовал к строящемуся храму свв. Царственных страстотерпцев, где также был совершен молебен. Шествие по Сарову возглавил протоиерей Александр Брюховец, а путь до с. Дивеево и обратно — протоиерей Сергий Скузоваткин. Ему помогал читать акафисты и совершать водосвятные молебны в Цыгановке, Хвощево, Яковлевке и Осиновке протоиерей Александр Петров из республики Башкортостан. В этом году в шествии по Сарову участвовали порядка 150 человек, на обратном пути — побольше, за счет встречающих, а за пределами города — до девятисот участников.
На выходе из Сарова горожан встречала большая группа верующих со всех концов России, а также участники автомобильного крестного хода с Казанской иконой Божией Матери «Державный Покров». Этот необычный список Казанской иконы был создан недавно, в Уфе. На нем также изображена георгиевская лента и национальные герои Минин и Пожарский. Казанский образ Божией Матери был святыней Нижегородского народного ополчения 1612 года, и потом много раз спасал нашу страну. Икона «Державный Покров» символизирует то, что мы должны молиться Пресвятой Богородице, которая простирает свой покров над нашим Отечеством, и, объединившись, делать то, что в наших силах — по примеру героев минувших времен.
В настоящее время активисты Национально-освободительного движения (НОД) совершают с этой иконой автомобильный крестный ход из Магадана в Новороссию. Их цель — собирание русских земель и возрождение народного единства. А икону «Державный Покров», перед которой помолятся жители пяти стран и 70-ти городов, планируют подарить 7 октября на день рождения Президенту России Владимиру Путину, в знак его поддержки как национального лидера.
Впервые впереди крестного хода ехала передвижная звонница. Единственный в Сарове мастер по колоколам Глеб Комаревский собрал колокольную установку на грузовой ГАЗели и обзванивал шествие. Звучание колоколов накрывало весь крестный ход и создавало особое молитвенное настроение. На остановках все трогались в путь по сигналу колокола. Люди говорили, что под звон даже идти легче. Благодарим за понесенные труды Глеба Витальевича, а также владельца ГАЗели прихожанина Андрея Серова, который все время был за рулем.
На крестном ходе поддерживали порядок казаки Саровско-Дивеевской общины во главе с атаманом — подъесаулом Ильей Ламзиным. Они останавливали встречные машины, что позволяло крестоходцам идти более спокойно и не глотать пыль. Несмотря на определенные неудобства для автомобилистов, саровчане отметили, что они были настроены очень доброжелательно. Многие крестились, выходили из машин и спешили под иконы. А на остановках православные активисты собирали подписи людей против выхода в прокат фильма «Матильда».
На привале возле с. Яковлевка местные жители приготовили трапезу для паломников, а сами собирали пожертвования на восстанавливающийся в селе храм во имя прп. Серафима Саровского, который был построен с участием Царской семьи. По доброй традиции, дети из Подмосковья, которые отдыхают в Доме детского паломничества в Яковлевке, показали концерт для участников крестного хода. Зрители были растроганы до слез. Каждый год у ребят новый сценарий, они не повторяются.
Среди крестоходцев было много детишек. Крестный ход погружает детей в молитвенную атмосферу, запечатлевает в их памяти яркий образ живой веры. Подпевая взрослым, они легко выучивают молитвы, а еще участие в крестном ходе воспитывает в детях выносливость и терпение. Даже двух-трехлетки проходили пешком какое-то расстояние, а четырехлетки — уже несли маленькие хоругви.
Погода стояла благоприятная, только в Дивееве, на Святой канавке полил сильный дождь. После вечернего богослужения в Дивеевском монастыре участники крестного хода на автобусах вернулись в город. На следующий день они приехали в Дивеево на праздничную литургию, а потом пешком отправились в обратный путь. Крестный ход завершился вечером 1 августа возле храма Всех Святых, где о. Сергий помазал собравшихся освященным елеем и поблагодарил каждого участника крестного хода за совершенный маленький подвиг, в подражание трудам батюшки Серафима.
Когда этот крестный ход только начинался в 1996 году, его костяк составляли саровские бабушки, которые пронесли православную веру в годы гонений на Церковь. Молодые неофиты с жадностью слушали их рассказы о том, как они собирались молиться на Дальней пустынке и в частных домах, как получали чудесную помощь от батюшки Серафима. А теперь крестный ход Саров — Дивеево — Саров становится все более репрезентативным, на нем широко представлены география и социальный срез современного российского общества: стало много детей, молодежи, мужчин. Познакомились с паломниками из Курска — прихожанами Сергиевского собора, откуда с колокольни в детстве упал прп. Серафим, с православными из Москвы, Башкортостана, Алтая и Магадана. Иконы несли крепкие мужчины — ракетчики из г. Тейково Ивановской области. Каждый год участвует в крестном ходе паломница Ольга из Омска, специально копит деньги на поездку. А в этот раз она поделилась радостью — ее отец принял Святое Крещение, начал читать христианскую литературу, укрепляться в вере.
Участие в крестном ходе поддерживает у людей ощущение того, что они живут в большой стране. Все знакомятся, общаются. Несмотря на усталость, настроены доброжелательно, помогают друг другу, обращаются: «брат», «сестра». Если кто-то сбивался на привычное «мужчина» и «женщина», его поправляли: «У нас тут братья и сестры».
Было интересно наблюдать смешение времен, которое проявлялось в одежде: рядом с современными футболками - традиционная казачья справа дореволюционного образца, советская форма времен Великой Отечественной войны.
Многие соотечественники переболели оголтелым антисоветизмом, но со временем оказалось, что есть общие ценности, которые признают и православные, и советские люди. В прошлом году участники крестного хода держали в руках простую веревку, чтобы не заходить на встречную полосу движения, а в этом году они несли многометровую георгиевскую ленту — символ нашей Победы, причем, имеющий очень давнюю историю, начиная с XVIII века.
Крестный ход всегда сочетает в себе как традиционные элементы, так и новые. Это не просто «православное мероприятие», но такое же живое общее дело, как и соборная молитва, на нем в полной мере раскрывается душа народа, и особенно ощущается то, что мы не «население страны», «электорат» или «потребители», а единый православный народ. Такое чувство крепнет год от года.
С сайта .