15.05.2003 "Нижегородская правда" ?гуменья Сергия: "Восстановить сердце дивеевской обители"
15.05.2003 "Нижегородская правда" ?гуменья Сергия: "Восстановить сердце дивеевской обители"
Очередное выездное заседание провели в Дивееве и Сарове министр строительства и ЖКХ Валерий Лимаренко и епископ Нижегородский и Арзамасский Георгий. Тема все та же - подготовка к празднованию 100-летия канонизации преподобного Серафима Саровского.
По установившемуся порядку самое пристальное внимание - Богородичной Канавке. Ее обход занимает большую часть времени в Дивееве. Канавка пока лишь на отдельных участках сделана такой, какой ей надлежит быть согласно наставлениям батюшки Серафима. Только к 20 мая будет готов окончательный проект восстановления этого сложного инженерного сооружения. В восьми местах Канавку пересекали коммуникации, ведущие к зданиям, в том числе к школе, которые оказались внутри неправильного четырехугольника Канавки. Сейчас идет перенос всех коммуникаций в одно место. Дело это сложное. Никакая техника к копанию Канавки не допускается. Работы ведут сестры монастыря, и то лишь те, которые не выходили замуж до принятия монашества. Двух сестер, копающих грунт (а глубина - более двух метров), мы увидели за работой. Землю по лестнице поднимали в ведрах двое мужчин. Откуда они? Выяснить это оказалось непросто. Один из работников оказался оператором российского телевидения из Москвы, проводит в Дивееве свой отпуск вот уже в четвертый раз. Никто из его близких об этом не знает.
Немало в Дивеево приезжает народа по зову души, помочь, внести свою лепту в восстановление святыни.
- Вы видите, что строительные работы ведутся в монастыре атомным темпом, - говорит журналистам игуменья Сергия после завершения обхода Канавки и храмов. - Ведь до торжеств осталось очень мало времени. А нужно поправить фасады, освободить соборную площадь, построить новую трапезную вместо существующей сейчас стеклянной, тогда откроется вид на Казанскую церковь. Сделать многое другое.
- Матушка, а примет ли монастырь такой вид, каким был до революции? - вопросов к игуменье было много.
- Что вы, нам нужно трудиться лет пятьдесят, чтобы монастырь стал таким же, как до закрытия. Потому что территория монастыря при святителе Аникии Нижегородском была такой, что когда он осмотрел монастырь, сказал: это не монастырь, а целая губерния. Ведь за Канавкой еще два квартала жилья с трех сторон были обнесены каменной оградой. Если восстанавливать все в историческом виде, то людей надо выселять из частных домов. Это очень и очень проблемно. Нам сейчас восстановить хотя бы сердце Дивеевской обители - Богородичную Канавку. С ней связывают возрождение Святой Руси. Поэтому мы стремимся к столетнему юбилею батюшки Серафима восстановить Канавку. Это очень трудная задача. ? ее решением заняты специалисты федерального, областного, местного уровней. ? слава Богу, что батюшка Серафим их всех объединяет в этом трудовом ритме.
- Так все же чем так прославился Серафим Саровский?
- Вот батюшка Серафим никогда никаких интервью не давал. А подвизался в Саровской пустыни, как ему благословил старец Досифей, пустынь которого сейчас тоже восстанавливается на Украине. Старец благословил его в 19 лет идти в саровский лес и там подвизаться. ? вот из Саровской обители с 19 лет батюшка Серафим фактически никуда и не выходил. 50 с лишним лет провел он в подвигах древних отцов. ? молитвы, и затворы, и молчание, и стояние на столпе - он повторил все подвиги древних святых, хотя, вы знаете, он жил в XIX веке. А прославился тем, что возродил учение отцов о Святом Духе. Сейчас вот много говорится о духовности. А какую духовность возродить? Какого мы духа? Духа злобы мы или Духа Святаго? ?меем ли этот дух мирен, о котором батюшка говорил и все любят повторять его слова о том, что стяжи дух мирен и около тебя спасутся тысячи? Мы знаем, что возле мирного человека нам хочется быть подольше, и мы всегда ищем таких мирных людей.
- А вот как батюшка Серафим узнал, что нужно копать Канавку? Как это все случилось?
- Преподобный говорил о том, что в Дивееве он камушка не положил без воли Царицы Небесной. Матерь Божия являлась ему двенадцать раз, и об этом записано в летописи Серафимо-Дивеевского монастыря. Как сказал батюшка Серафим, стопочки Ее здесь прошли, и по этой тропе он благословил вырыть Канавку. Он говорил, кто пройдет по Канавке и 150 раз прочтет молитву "Богородице Дево, радуйся", тому здесь и Афон, и Киев, и ?верия. То есть то пророчество Царицы Небесной, которое было дано первоначально основательнице нашей обители схимонахине Александре, теперь преподобной матери Александре, о том, что здесь Царица Небесная оснует такую обитель, равной которой не было и не будет, и что со всех уделов Божией Матери изольется благодать в этот удел, на последний свой жребий, мы видим это сбывающимся, Мы помним, какая здесь была мерзость запустения, когда еще не переносили мощи преподобного. Это тоже одно из пророчеств: плотью он в Сарове лежать не будет. Ведь он был в Дивееве всего один раз, когда хоронили первоначальницу матушку Александру. ? больше никогда Дивеево не посещал. А тем не менее описал расположение соборов, которых тогда еще не существовало. При жизни батюшки Серафима была единственная только Казанская церковь. А он пророчествовал о том, что соборы будут великолепны, лучше, чем саровские. В Сарове соборы уже были отстроены, а в Дивееве еще и их проектов не существовало. Вот так он Духом Святым мог предсказывать грядущее. ? по благословению Царицы Небесной была выкопана Канавка. Вот мы ее хотим сделать к юбилейным торжествам как подарок батюшки Серафима.
- А помощь преподобного сейчас в своих трудах вы чувствуете?
- Несомненно. Вы видите, что здесь не человеческими силами все восстанавливается, а только с помощью Божией. А мы - немощные служки Царицы Небесной и батюшки Серафима, сторожа, которых Господь на время поставил.
В Сарове начата роспись храма Серафима Саровского. Перед иконой преподобного владыка Георгий отслужил молебен. Потом все посетили реставрируемый подземный храм Антония и Феодосия Киево-Печерских. Оказывается, расположен храм напротив храма Серафима Саровского, под городской магистралью, в каменистых береговых породах речки Саровки. Незабываемые впечатления!
Ну а деловой итог поездки подвел министр Валерий Лимаренко:
- Столетие канонизации Серафима Саровского, безусловно, праздник религиозный. Но так сложилась наша жизнь, что сегодня все процессы, которые объединяют Россию, делают ее сплоченной, монолитной, поддерживаются на государственном уровне. Поэтому предстоящие торжества - это большое событие и для мирян. Ведь восстанавливаются федеральные памятники - храм Серафима Саровского, весь ансамбль Серафимо-Дивеевского монастыря, то есть мы пополняем сокровищницу российской культуры и делаем благое дело для всех православных людей, проживающих в России. Происходящие сейчас в Сарове и Дивееве события носят многогранный характер. То, что мы занимаемся не только строительством, но и восстановлением памятников, - это большая честь. ? тот труд, который мы на это затрачиваем, он благодатный.
Вот мы с владыкой обсуждали проблемы восстановления и других нижегородских храмов - Николая Чудотворца в Автозаводском районе, собора, где сейчас расположен планетарий. Большую работу проводим по Кремлю, будем восстанавливать и стены, и часть зданий. С владыкой осмотрели здание, которое называется "манеж", будем решать вопрос о том, чтобы на базе этого здания сделать резиденцию нашего епископа, чтобы она находилась в Кремле. Это здание имеет и церковную часть. Поэтому сейчас ставится вопрос о передаче этой церкви вместе с манежем и восстановлении их на благотворительные средства. Планы у нас большие и очень интересные.
Эльвира В?ЗГУНОВА