М?ЛОСТЬЮ БОЖ?ЕЙ
Для росписи храма святого Серафима Саровского
епископ Нижегородский и Арзамасский Георгий пригласил коллектив художников, которыми руководит
потомственный иконописец Ярослав Владимирович Рылло.
Коллектив большой, его основной костяк – мастера, работающие вместе не первый год. О том, что надо расписать 2,5 тысячи квадратных метров к 25 июля, художники узнали в феврале и решились на такой творческий и духовный подвиг не сразу, но теперь счастливы - с Божьей помощью работы идут и все делается по плану.
Началась роспись на светлой седмице 29 апреля торжественным молебном и благословением владыки Георгия, и вот, после праздника Святой Троицы, первое крупное событие – разбираются леса в алтарной части. Практически все работы здесь завершены, только на нижнем ярусе еще идет доработка. Вскоре после разборки лесов в алтаре начнется монтаж иконостаса.
Перед тем как приступить к росписи была разработана и утверждена ее художественно-смысловая концепция. Одним из главных ее авторов стал известный художник-монументалист
Алексей Валерьевич Артемьев, который состоит в экспертной комиссии по живописи при Московской патриархии. Художникам предстояло создать образ храма впервые, потому что он никогда еще не был расписан.
Сложность заключалась еще и в том, чтобы предложить решение, выполнимое в заданные сроки.
Смысл и основа предложенной идеи - пасхальная радость. Храм должен быть расписан в радостных праздничных красках, как пасхальное яйцо. Преподобный Серафим всем приходящим к нему говорил: «Христос воскресе, радость моя!» Вот это удивительное настроение Пасхи среди лета художники и задумали создать, расписывая первый в мире храм во имя святого Серафима Саровского.
?нтересный вопрос:
«Кто автор росписи?», ведь художников работает более пятидесяти человек. Общее руководство работами лежит на
Ярославе Рылло. Все эскизы разработаны или утверждены главными художниками - Ярославом Рылло и
его супругой Дарией Шабалиной. Они, и еще один опытный художник -
Сергей Матвеев, пишут самую ответственную в образах часть - лики. Орнаменты создает
Андрей ?льич Ахальцев. Ему активно помогают не только приехавшие, но и местные художники.
Один из главных секретов храмовой росписи в красках. Поэтому главные мастера подбирают и утверждают колеры, которыми потом работают все. ?наче в фундаментальной живописи и быть не может, цветовое решение должно быть единым.
Однако роспись - это все же и коллективное творчество, ведь каждый художник, и тот, кто пишет лик, и тот, кто пишет одежды или орнаменты, вкладывает в нее частицу своей души.
Готовность росписи в разных частях храма разная.
Алтарь практически готов, центральная часть храма, четверик – на 70% (ориентировочно день снятия лесов назначен на 30 июня), а вот в трапезной части храма, где находится келья преподобного Серафима, пока идет подготовка штукатурки.
Художники работают по десять часов в день - еще бы, надо торопиться. Спасает строгий режим и организация. Руководитель иконописцев
Ярослав Владимирович Рылло рассказывает о том, как идут работы:
- Сроки короткие, поэтому все расписано по часам, отклонение от графика в одной детали потянет за собой целую цепочку, но пока все идет хорошо, возникающие трудности мы преодолеваем. Технология работ уникальная, поскольку расписывать надо очень быстро. По нашему приглашению состояние стен храма исследовала технолог-эксперт Министерства культуры ?рина Анатольевна Кулешова. По ее рекомендации мы остановились на современных водных акриловых красках. Они не выгорают на свету, дают стенам храма дышать, отталкивают воду и копоть. Поверхности под роспись были обработаны специальными составами, которые гасят все остаточные процессы в штукатурке. Время от времени часть лесов мы разбираем, чтобы посмотреть, как выглядит та или иная композиция в целом. Поэтому рядом с художниками постоянно работают наши монтажники, которые занимаются подготовкой лесов. Свои у нас штукатуры и маляры – на них подготовка стен. Опыт показывает, что для качественной и быстрой работы в коллективе должны быть свои специалисты во всех областях.
Алтарная часть, которая откроется взорам после снятия лесов, намеченного на 19-20 июля, самая многодельная по количеству образов и ликов.
Нижний ярус называется «Служба святых отцов». В центре – Святой Престол, по бокам рядом со святителями - творцами литургии
?оанном Златоустом и Василием Великим изображены святители-новомученики:
патриарх Тихон, митрополит Владимир Киевский, митрополит Вениамин Петроградский, священномученики Серафим Чичагов, автор Дивеевской летописи, и Серафим Звездинский и др. В верхнем ярусе восточной алтарной стены -
Пресвятая Богородица в сонме херувимов и ангелов и припадающий к Ее ногам
святой Серафим Саровский.
На южной и северной стенах алтаря – изображения пророков. Потолок алтаря декоративен и является украшением настенной живописи. Как сказал Ярослав Владимирович, этот важный момент связан с архитектурными особенностями. Храм поздней постройки, он создан в русско-византийском стиле, поэтому оправдано присутствие в росписи декоративного элемента – орнамента, который поддерживает живопись, собирает все ее детали воедино.
Всю его центральную часть храма, четверик, задумано посвятить святым - основоположникам монашества. Здесь располагаются большие ростовые фигуры
Антония Великого, Сергия Радонежского, Антония и Феодосия Киево-Печерских. На своде купола –
образ Спасителя «Спас Пантократор» (Благословляющий) в сонме серафимов. Лентой вдоль основания купола написан на церковно-славянском языке
Символ веры.
Самая главная композиция четверика, от которой берут начало все остальные, размещена на большой восточной стене перед алтарем - это
«Явление Пресвятой Богородицы преподобному Серафиму Саровскому в день Благовещения». У этой композиции своя история. Когда восстановительные работы только начинались,
патриарх Алексий в беседе с владыкой Георгием высказал пожелание, чтобы в росписи храма обязательно присутствовал этот сюжет и чтобы к торжествам был написан хотя бы он. Сейчас «Явление Пресвятой Богородицы» в стадии завершения.
На южной и северной стенах четверика над окнами располагаются композиции по двум очень известным евангельским сюжетам:
«Нагорная проповедь» и «Проповедь ?оанна Предтечи». На западной стене традиционная для православных храмов икона
«Успение Пресвятой Богородицы» . Трапезная - одна из главных частей храма, она целиком посвящена преподобному Серафиму. Роспись здесь располагается невысоко, она приближена к молящимся. Тема росписи стен храма и самой келии - житие и прославление преподобного Серафима Саровского. В этой же части
обязательно будет находиться изображение царя-мученика Николая II, настоявшего на скорейшем прославлении святого.
В процессе работы, конечно, происходят изменения первоначальных решений. Например, на западной стене трапезной планировалось изобразить
сцену Страшного суда, взяв за основу аналогичную композицию Трапезной палаты Троице-Сергиевой Лавры. Однако выяснилось, что будут восстановлены хоры и поэтому этого сюжета не будет. Но главный замысел авторов сохраняется. ?конописцы работают немногим больше сорока дней, а сделано уже немало. Как сказал Ярослав,
через две недели после начала работ был момент, когда у них появилось ощущение, что время остановилось. Владыка Георгий тогда сказал, что было это от Господа художникам в помощь, но обольщаться нельзя - время летит очень быстро. Милость Божия, что проделана такая большая работа.
На вопрос «Не обидно ли, что роспись увидит не большое количество людей - город-то закрытый и не все желающие смогут приехать сюда на торжества?» Ярослав улыбается:
«Да что вы, мы же трудимся у батюшки Серафима, это большое счастье для нас. Мы церковные художники и самое главное для нас – осознание того, где находишься, и что попал сюда промыслом Божиим».
А.Виноградова
P.S. Подробный фотоотчет о работе художников будет помещен к середине следующей недели в новом разделе нашего сайта
"фотогалерея" (он будет доступен после завершения тестирования).