80 чудес Серафима Саровского / Страна.Ru
Саровский монастырь возник при впадении реки Саровки в Сатис. По имени этих двух рек монастырь и получил свое первое официальное название Сатисо-Градо-Саровская пустынь. Град - оттого, что Саров стоит на городище. Саров, возможно, мордовское слово, означает либо "заболоченное место", либо "развилка". Есть также версия, что Сатис - название тюркское. Слухи об этой обители быстро распространились, однако прошло еще несколько лет, прежде чем ее возглавил иеросхимонах ?оанн (в миру ?ван Федорович Попов). В 1692 году, примерно через год-полтора после первого посещения Саровской "горы", ?оанн начал копать на ее склоне пещеру. Тем самым было положено начало знаменитым Саровским пещерам, существующим и сегодня. Как-то раз, утомившись от работы, ?оанн прилег отдохнуть и во сне увидел себя у Киево-Печерского монастыря. ? митрополит ?лларион благословил его на продолжение копания пещеры. Это был тот самый ?лларион, который в свое время положил начало Киевским пещерам. Начиная с 1705 года, иеросхимонах ?оанн полностью посвятил себя восстановлению Саровской пустыни. С 1731 по 41 годы настоятелем был Дорофей, при котором был возведен первый в Сарове каменный храм - церковь Успения. Преподобный Серафим Саровский - один из самых почитаемых святых в русской православной церкви (в миру Прохор Сидорович Мошнин) - родился в Курске в 1754 году. В 1778 году поступил в число послушников Саровской пустыни. Пройдя за 8 лет все степени монастырского искуса, был пострижен в монашество и назван Серафимом. В 1793 году - рукоположен в иеромонаха. Добровольно удаляясь в пустыне, он проводит все время в строгом посте, в трудах и в молитве. Затем он наложил на себя трехлетний подвиг молчания, а позже и вовсе затворничества. По выходе из затвора, начинает принимать паломников, утешать их, исповедовать, наставлять и исцелять. В некоторые праздники к нему приходило до нескольких тысяч человек. Серафим Саровский приложил особые усилия к устроению и расширению Дивеевской женской общины, образовав особую Серафимо-Дивеевскую общину. 19 июля 1903 года состоялось открытие его мощей. Он был причислен к лику святых через 70 лет после кончины. Чин канонизации совершен был в Сарове при большом стечении народа в присутствии императора Николая II и его семьи. Мощи были открыты для поклонения в Саровской пустыне.
За 10 лет до канонизации было предписано собрать и систематизировать сведения о случаях чудес, исцеления и знамениях, совершенных им. Такой список чудес и исцелений был составлен к 1892 году и передан в Тамбов, где была учреждена специальная комиссия, которая проверила собранные сведения и составила свой документ, в который вошли описания 80 случаев чудесных исцелений. В 1895 году этот протокол был направлен в синод. В народе старец Саровский уже давно почитался как чудотворец. В 20-х годах обитель закрыли, а мощи были вывезены в Ардатов, где и исчезли. Только в 1991 года они были обнаружены в фондах Государственного музея истории религии, расположенного в Казанском соборе в Санкт-Петербурге. Летом того же года они были доставлены крестным ходом на нижегородскую землю в Серафимо-Дивеевский монастырь. Что касается Саровского монастыря, после Октябрьской революции Россию захлестнула беспризорщина. На базе бывшего монастыря в 1928 году было решено организовать детскую трудовую коммуну ДТК #4 имени А.А.Шмидта. Главным наказанием и лечением в этой колонии был труд. Воспитанники коммуны изготавливали галантерейные и швейные изделия. В ноябре 1931 года трудовая коммуна была закрыта, и на ее базе руководство ОГПУ организовало исправительно-трудовую колонию для подростков и взрослых. В 1938 году все здания монастыря перешли в ведение народного комиссариата.
21.06.2003 /