Дивеевская святыня. Какая икона БОГОРОД?ЦЫ КАЗАНСКОЙ находится в Ватикане? Наталия Чугреева, ст. научный сотрудник Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева
Село Дивеево, расположенное недалеко от Саровского монастыря, прославившегося в XVIII-XIX веках святостью жизни многих великих подвижников, по произволению Самой Царицы Небесной избрано четвертым уделом Божией Матери. В Дивееве Пресвятая Богородица явилась угоднице Божией монахине Александре, в миру Агафье Семеновне Мельгуновой, повелела ей остаться там и положить начало четвертому Ее уделу. В первый раз матушка Александра сподобилась видеть и слышать Пресвятую Богородицу во Флоровском монастыре в Киеве, где она приняла монашеский постриг. Тогда Владычица повелела ей идти на север России, обещая указать место, где Она оснует великую Свою обитель. Старцы Киево-Печерской Лавры и подвизавшиеся вместе с матерью Александрой в Киеве старицы после долгих молитв единогласно решили, что видение Царицы Небесной было истинное и что мать Александра, удостоившаяся быть первоначальницей четвертого жребия Божией Матери во вселенной, «блаженна и преблаженна» [1].
На том самом месте, где матушке Александре явилась Богородица, по благословению саровских старцев первоначальница общины возвигла каменный храм во имя иконы Богородицы Казанской. Несомненно, Сама Матерь Божия во время непрестанных молитв подвижницы открыла ей, что следует построить церковь именно в честь Казанской Ее иконы [2]. По дате антиминса, престол во имя иконы Казанской Богородицы был освящен в селе Дивееве в 1772 году [3], это был престол Казанского придела, пристроенного к существовавшей в селе деревянной церкви архидиакона Стефана. Каменный Казанский храм с приделами святителя Николая Чудотворца и архидиакона Стефана возводился с конца 1773 по 1779 год, а освящен в 1780 году строителем Саровской пустыни иеромонахом Пахомием [4]. Монахиня Александра сама приходила носить камни для храма. По сооружении храма или несколько ранее матушка Александра ездила в Казань, где получила «вернейший список с чудотворной и явленной иконы Казанской Божией Матери» [5]. ?з Киева она привезла частицы святых мощей в серебряном позолоченном кресте, а из Москвы — колокол и церковную утварь. ?коностас в Казанский храм был отдан матушке из старого Саровского собора [6]. Погребли старицу около алтаря Казанской церкви. Перед смертью она просила возложить на нее Казанскую икону: «А ты, Евдокиюшка, как я буду отходить, возьми образ Пресвятыя Богородицы Казанския, да и положи его мне на грудь, чтобы Царица Небесная была при мне во время отхода моего, а пред образом свечку затепли» [7]. Сестры Дивеевской общины часто ходили, получая утешение, на могилку незабвенной старицы матери Александры, многие видели на могиле по ночам огонь, горящие свечи, слышали необычный звон, а некоторые ощущали необыкновенное благоухание. Женская община матушки Александры в селе Дивееве была плоть от плоти Саровской пустыни. Незадолго до кончины матушка по старости строителя отца Пахомия просила тогда еще иеродиакона Серафима, будущего великого саровского старца, не оставлять ее обители. Дивеевская общинка явилась началом Серафимо-Дивееского монастыря. Старец Серафим Саровский, окормлявший дивеевских сестер, заповедовал никогда не называть Казанскую церковь приходской, так как со временем она присоединится к монастырю и будет теплым, зимним его собором (в 1992 году Казанский храм передан монастырю и окружен монастырской оградой). Старец предсказывал многое, что будет с обителью. По пророчеству преподобного, Серафимо-Дивеевский монастырь станет единственной в мире женской Лаврой, которая будет располагаться там, где находится Казанская церковь [8]. Об этом преподобный Серафим говорил многим старицам, Елене Васильевне, Михаилу Васильевичу и Анне Михайловне Мантуровым, протоиерею Василию Садовскому: «Еще не было и нет примеров, чтобы были женские Лавры, а у меня, убогого Серафима, будет в Дивееве Лавра... Лавра-то будет кругом, т. е. за канавкою, в обители матушки Александры, потому что, как она была вдова, то у ней могут жить в обители и вдовы, и жены, и девицы, а киновия будет только в канавке, и так как я, убогий Серафим, был девственник, то и в обители моей будут одни лишь девицы. Выстроится большой, холодный собор, и будет и теплый. Это Казанская церковь, и место все будет монастырское, прихожанам дадут другое место, а так Казанская церковь, как есть, и Рождественская церковь, как есть, останутся как бы в центре, а кругом нее еще много места захватят приделами другими, и из нее большой теплый собор выйдет и большая это будет пристройка наподобие ?ерусалимскаго храма» [9]. Матери Евпраксии, присутствовавшей при явлении Божией Матери преподобному Серафиму в день Благовещения 25 марта 1831 года, он также говорил о зимнем Казанском соборе: «Будет у вас два собора; первый мой-то собор холодный; куда лучше будет саровского-то, и будут они нам завидовать! А второй-то собор зимний Казанский, ведь церковь-то Казанскую нам отдадут! Вы и не хлопочите, придет время еще, поклонятся да и отдадут ее нам. ? скажу тебе, вельми хорош будет мой собор, но все-таки еще не тот этот дивный собор, что к концу-то века будет у вас. Тот, матушка, на диво будет собор! Подойдет Антихрист-то, а он весь на воздух и поднимется и не сможет он взять его. Достойные, которые взойдут в него, останутся в нем, а другие хотя и взойдут, но будут падать на землю. Так и не сможет достать вас Антихрист-то... Так вот и собор ваш и канавка поднимутся тоже до неба и защитят вас и не сможет ничего вам сделать Антихрист!» [10] Такое исключительное значение придавал прозорливый святой дивеевской Казанской церкви и главному храмовому Казанскому образу Матери Божией. При жизни преподобного Серафима им в благословение обители был прислан небольшой образ Казанской Богородицы, сохранявшийся в подклетном храме Рождества Богородицы [11], устроенном в 1830 году по благословению преподобного под церковью Рождества Христова, которая была пристроена для женской общины к Казанской церкви по распоряжению старца в 1829 году. Сохранился проектный чертеж Казанского храма 1827 года с церковью Рождества Христова с запада, сделанный арзамасским городовым архитектором Семеном Соколовым [12]. Церковь была возведена на средства исцеленного преподобным Серафимом Михаила Васильевича Мантурова, принявшего на себя добровольно подвиг нищенства.
Преподобный Серафим говорил о матушке Александре: «Великая и святая жена была она, матушка Агафья Семеновна, вельми великая и святая! Я и сам доныне ее стопы лобызаю! Теперь пока ничего у вас нет, а как Бог благословит, в мощах она у вас будет, тогда все у вас явится; как источник потечет со всех сторон!» [13]. Канонизация великой угодницы Божией готовилась уже в царствование святого царя-страстотерпца Николая II [14]. Прославление схимонахини Александры в лике местночтимых святых вместе со схимонахиней Марфой (Мелюковой) и монахиней Еленой (Мантуровой) совершилось в наши дни, 22 декабря 2000 года. На третий день после прославления, 24 декабря, святые мощи после всенощного бдения были перенесены с крестным ходом из Преображенского собора обители в нижний (под Казанским) храм Рождества Богородицы, в котором, по предсказанию преподобного Серафима, будут стоять у столбов четверо мощей (Преподобный, узнав от Михаила Васильевича Мантурова, что для того, чтобы при постройке держался свод Рождественского нижнего храма, нужно поставить четыре каменных столба, «преисполнился весь радостью неизреченною и в духовном восторге воскликнул: «Во, во, радость моя! Четыре столба — четверо мощей! Четыре столба — четверо мощей! Радость-то нам какая, батюшка! Четыре столба — ведь это значит, четверо мощей будет у нас, батюшка! Во, радость-то нам какая! Радость какая!» ? с неизъяснимою, неземною радостию и мне грешному и всем, кто лишь не приходил к нему, восклицал батюшка угодник Божий: «Четыре столба — четверо мощей!» [15]). ?сполнится и другое пророчество старца Серафима. «Как Бог благословит, в мощах она [матушка Александра] у вас будет, все у вас явится», — сказал Преподобный, — возвратится, когда будет на то воля Божия, и святыня Дивеева — Казанская икона Божией Матери.
По свидетельству протоиерея Стефана Ляшевского, составившего в Америке в 1978 году вторую часть Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря [16] по благословению автора первой монастырской Летописи митрополита Петербургского Серафима (Чичагова), полученному еще в 1924 году, Казанским дивеевским образом является почитаемая Казанская икона, находившаяся в Фатиме (Португалия), а ныне пребывающая в личных покоях папы Римского ?оанна Павла II в Ватикане. Протоиерей Стефан Николаевич Ляшевский (1899-1986), будучи еще членом Таганрогского православного молодежного братства, часто посещал Дивеево, пользовался доверием матушки-игумении Александры (Траковской) и после закрытия монастыря поддерживал тесную связь с его насельницами, навещая их в Муроме и других городах. В 1921 году игумения Александра благословила С.Н.Ляшевского иконой Богоматери «Умиление», с которой отец Стефан не расставался всю жизнь. Три года (с 1936-го по 1939-й) С.Н.Ляшевский отбывал заключение в сибирских лагерях, в 1943 году принял в Таганроге священнический сан и во время войны уехал с матушкой за границу. ?з Германии переехал в США, был настоятелем приходов в Балтиморе и Флориде. Когда протоиерей Стефан в 1976 году увидел цветную фотографию Казанской иконы, находившейся в то время в католическом монастыре в Фатиме, то без всяких сомнений, как он пишет об этом во второй части Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря, признал в ней икону матушки-первоначальницы Дивеевской обители Александры. Отец Стефан неоднократно бывал в Дивееве и особенно хорошо запомнил своеобразный драгоценный оклад иконы с изумрудами на нимбе Богородицы, рубином в короне, сапфиром внизу, изумрудами, мелкими рубинами и жемчугом на одеждах, фоне, полях. Этот оклад отец Стефан имел возможность со вниманием рассмотреть в Таганроге в 1943 году. Во второй части Летописи протоиерей Стефан приводит исторические сведения о Казанской иконе в предвоенные и военные годы: «Когда разорялся Дивеев в 1927 году, блаженная Мария ?вановна сказала, чтобы эту Казанскую икону отдали иеромонаху Серафиму (Смыкову), который в это время был в Дивееве, после чего он ушел в полнейший затвор в г. Краснодаре, в котором пробыл до 1942 года. После его бегства за границу в 1943 г. он взял ее с собой и по дороге остановился у нас в Таганроге, где я и видел ее и хорошо запомнил. Она была в золотой ризе и украшена 16-ю настоящими Уральскими изумрудами (смарагдами), настоящим жемчугом и одним на груди синим сапфиром, в короне были бриллианты и один рубин. Рубины малые были еще и в 6 других местах иконы. В нимбе были еще 16 других прямоугольных изумрудов. ? много других мелких камней. Вообще это была драгоценнейшая риза, так как имения матушки-первоначальницы были настолько огромны, что находились на территории трех губерний. Риза была поразительной красоты. Добравшись до Югославии, уже в сане архимандрита, о. Серафим был там, по приходе туда Красной Армии, арестован, и икона была отобрана. Попав[шую] в руки торговцев икону (каким образом, неясно. — Н.Ч.) оценили в полмиллиона долларов. Православные люди пытались ее выкупить и объявили сбор, но ничего не вышло. Тогда через много лет ее продали Фатимскому католическому монастырю за 3 миллиона долларов, в настоящее время эта икона — главная святыня Фатимского монастыря. Они ошибочно считают (судя по ценности), что это икона Казанского собора в Петербурге, только потому, что риза на ней драгоценная» [17].
Почитаемая дивеевская Казанская икона Божией Матери располагалась в XIX веке в местном ряду иконостаса Казанской церкви, являясь храмовым образом [18]. По неполно сохранившейся описи 1849 года Казанского дивеевского храма в алтаре церкви висела шестивершковая (высотой в 30 см), близкая по размеру образу, принадлежавшему матушке Александре, Казанская икона в серебряной чеканной ризе [19]. В Казанской церкви и в Серафимо-Дивеевском монастыре находилось в XVIII-XIX веках несколько списков с Казанского образа. Первоначальная «простая золотая риза», сделанная самой матушкой Александрой на привезенную ею Казанскую икону, позднее была перенесена на список с Казанского образа, находившийся во второй половине XIX века у монахини Серафимо-Дивеевского монастыря Дорофеи (Каменской) [20]. В келии матушки-первоначальницы, располагавшейся у Казанского храма, впоследствии забранной для сохранности деревянным двухэтажным зданием, были собраны вещи подвижницы, среди них значится и «копия» с Казанской иконы [21].
Судя по фотографии [22], Казанская икона, находящаяся ныне в Ватикане (цветное воспроизведение — на второй странице обложки), представляет собой список с явленного в Казани образа. По стилю письма ее можно отнести к живописной традиции Поволжья и ориентировочно датировать первой половиной — серединой XVIII века. ?конографически и стилистически икона отличается от более ранних списков с явленного образа: тип лика Богоматери не «грекофильский», а более «русифицированный», взгляд Ее и лик более, чем на древних образах, обращен к предстоящим, что характерно для икон более позднего времени; благословение Младенца Христа не двуперстное, как на явленной иконе, а именословное (как это видно на фотографии). Оклад образа, по мнению специалистов, может быть отнесен по характеру орнаментики к началу — первой трети XIX века, части украшений оклада, возможно, разновременны. Мотивы оклада с рядами камней отдаленно напоминают вид праздничного оклада явленной в Казани иконы, который надевался на икону в Казанском девичьем монастыре в праздники Рождества Христова, Пасхи, дни празднования Казанской иконе [23].
По информации, которой располагает Ватикан [24], довоенная история бытования Казанской иконы неясна. В 1950 году в Англии икону приобрел для своей частной коллекции в замке Фарли (Farley castle) Ф.А.Митчелл-Хеджез (F.A.Mitcell-Hedges), который после консультации, сделанной экспертом по византийскому искусству в Музее Виктории и Альберта (Victoria and Albert Museum) в Лондоне Кириллом Бантом (Cyril G.E.Bunt) считал икону той самой, которая явилась в 1579 году в Казани. В 1955 или 1956 году г. Митчелл предлагал купить икону видному иерарху и богослову Русской Православной Зарубежной Церкви архиепископу Сан-Францискому и Западноамериканскому ?оанну. С именем владыки ?оанна (в миру князя Димитрия Алексеевича Шаховского, 1902-1989) связано становление автокефальной Православной Церкви в Америке [25]. Предлагалась икона за «символическую» сумму 92000 фунтов стерлингов, затем предложение о покупке делали и наследники г. Митчелла, но архиепископ ?оанн не в состоянии был принять его. В 1962-1963 годах икона хранилась в Сан-Франциско в специальном помещении банка, наследники г. Митчелла назначили за нее цену в 500000 долларов. По экспертизе Фрэнка Дорленда (Frank Dorland) икона считалась древней, подлинной, написанной до 1450 года (?), исследование в рентгеновских лучах показало, что на иконе нет записей; камни и алмазы на окладе признаны подлинными. В Америке было распространено мнение, которого придерживался и владыка ?оанн [26], что это явленная в 1579 году в Казани икона. ?кона, находящаяся ныне в Ватикане, не может быть явленным в 1579 году образом Богородицы по нескольким причинам. Видимый красочный слой иконы никак нельзя отнести к XVI веку, предположение о том, что икона записана, не имеет оснований (результаты рентгена говорят об отсутствии записей). Существует свидетельство, что явленный в Казани образ никогда не реставрировался, сохранялся в киоте под слюдой и находился в Казанском девичьем монастыре до его святотатственной кражи в 1904 году [27] (дивеевский список матушка Александра привезла из Казани в конце 1770-х — начале 1780-х годов или ранее). Размер иконы, находящейся в Ватикане (31,1х27 см28) больше размера явленного образа (26,7х22,3 см). ?кона также не является списком с Казанской явленной иконы, прославившимся во время Смуты в Москве, с которым ополчение Кузьмы Минина и князя Д.М.Пожарского освободило столицу от поляков. Вид московского списка, который был чуть больше (27,3х24,5 см) явленной иконы, но меньше находящейся ныне в Ватикане, известен по архивной фотографии [29].
В 1964 году Казанская икона в драгоценной ризе, хранившаяся тогда в Сан-Франциско, выставлялась на Всемирной выставке в Нью-Йорке, представляя здесь Русскую Церковь. Образ помещался в специальной часовне, выстроенной по модели часовни во имя Святой Троицы в Форт-Росс, русском укрепленном форте, основанном в 1812 году в Калифорнии. Первая часовня здесь была освящена святителем ?ннокентием Аляскинским, впоследствии митрополитом Московским. Перед Казанским образом в Нью-Йорке молилось множество христиан. Это было выражение почитания многими христианскими народами Божией Матери. В Америке был создан специальный комитет для сбора средств на постройку православного храма, где была бы помещена икона, но это предприятие не удалось. В одном из своих писем архиепископ ?оанн (Шаховской) писал, что наследники г. Митчелла предлагали ему для сбора денег сделать сценарий для Голливуда, в котором была бы описана история иконы, его собственная судьба и деятельность, борьба за икону. Кроме этого предлагался проект с группой католиков выехать в Россию с экуменической миссией, а затем вернуться с иконой назад. Эти предложения были архиепископом ?оанном отклонены. Оставался единственно возможный для него путь — поддержать проект, предложенный католической религиозной миссионерской организацией «Блу Арми» — Армией Девы Марии, явившейся в Фатиме (Blue Army of Our Lady of Fatima [30]), деятельность которой была связана с событиями 1917 года в Фатиме [31]. ?кона помещается в Фатиме, где она будет почитаться как святыня, с условием, что католическая церковь будет распоряжается ею временно, до тех пор, пока не наступит подходящий момент для передачи святыни Русской Православной Церкви, духовным достоянием которой она является. Через некоторое время «Блу Арми» купила икону и образ был помещен для поклонения верующих в Фатиме.
26 февраля 1993 года при посредстве архиепископа города Ньюарка (Newark) штата Нью-Джерси Его преосвященства монсиньора Теодора Эдгара Мак-Каррика организация «Блу Арми» передала в согласии со всеми юридическими нормами икону папе Римскому ?оанну Павлу II в его полное распоряжение. ?кону предполагается вернуть Русской Православной Церкви, но при этом ставится условие личной встречи папы Римского и Патриарха Московского и всея Руси, которая осложнена из-за прозелитической деятельности католиков на территориях России, канонически принадлежащих Русской Православной Церкви. По Промыслу Божию почитаемая икона Казанской Богородицы в тяжелые для Церкви в России годы пребывала в святом для западного мира месте — Фатиме, являясь святыней для всех христиан. Ныне она ждет возвращения на Родину.
В конце октября 2000 года папой Римским ?оанном Павлом II был принят мэр Казани К. ?схаков, просивший возвратить икону Казанской Богородицы в Казань к 1000-летию города. Предварительная договоренность была достигнута. До восстановления Казанского собора девичьего монастыря, где находился явленный в 1579 году образ, икону предполагалось поставить в Благовещенском Кремлевском соборе Казани. 4 ноября (22 октября по ст. ст.) 2000 года в день празднования Казанской иконе в Казанском соборе в Москве Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в своем слове дал понять, что решать подобные вопросы может только Русская Православная Церковь. Святейший Патриарх также выразил сомнение в том, что в Ватикане находится явленная в 1579 году в Казани икона [32].
Примечания
1. Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря Нижегородской губ. Ардатовского уезда с жизнеописанием основателей ея: преподобного Серафима и схимонахини Александры, урожд. А.С.Мельгуновой. Составил архимандрит Серафим (Чичагов). СПб., 1903. С. 4-5. 2. Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря... С. 27. 3. Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря... С. 29, 101. 4. Опись имущества вновь построенной церкви в селе Дивееве Кадомской десятины за 1779 год. ГАНО, ф. 570. Оп. 555. Д. 31. Лл. 2-8, 9об.-10. Благодарю священника Георгия Павловича за указание на это дело. 5. Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря... С. 29. 6. Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря... С. 29-30. 7. Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря... С. 54. 8. Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря... С. 235. 9. Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря... С. 262. 10. Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря... С. 454. 11. Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря... С. 284. 12. ЦГ?А. Ф. 1488. Оп. 2. Д. 1039. Л. 1. Фасад существующей Ардатовского уезда в селе Дивееве каменной церкви с предполагаемым с западной стороны к колокольне приделом во имя Рождества Христова. Сочинен августа 15 дня 1827 года. Надпись внизу: ...Сочинялъ Арзамаский Городовой А[рхитек]торъ Сем[е]нъ Соколовъ. О строительстве Казанской церкви арзамасскими мастерами: Коваль В.В. Казанская церковь в Дивееве - памятник архитектуры конца XVIII века. Доклад на Второй конференции "?стория и культура Сарова" в музее "Саровская пустынь", август 1998 г. Существует научно-технический отчет ассоциации "Росреставрация" и Академии реставраций по теме: Результаты предпроектных исследований Казанской церкви Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря Нижегородской епархии. М., 2000 (экземпляр отчета хранится в монастырском архиве). 13. Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря... С. 189. 14. В записках монахини Серафимы (Булгаковой) говорится, что государь Николай II и государыня Александра Феодоровна обещали блаженной Прасковье ?вановне после прославления старца Серафима Саровского 19 июля 1903 года скоро опять приехать открывать мощи матушки Александры, "потому что она являлась во дворце и творила там чудеса" // Дивеевские предания. Составление, подготовка текста и примечания Александра Стрижева. М., 1996. С. 40. 15. Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря... С. 265-266. 16. Часть из Летописи прот. Стефана Ляшевского, относящаяся к Казанской иконе, приводится С. Фоминым в кн: Россия перед вторым пришествием. Материалы к очерку русской эсхатологии. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1993. С. 202. Впервые рукопись Летописи прот. Стефана Ляшевского опубликована А.Н.Стрижевым в 1996 году: Протоиерей Стефан Ляшевский. Дивеев монастырь в мятежные годы // Дивеевские предания. С. 261-314, 445-447. Более полная публикация 1997 года: Протоиерей Стефан Ляшевский. Дивеев в миру. Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря. Часть вторая (1903-1927 гг.) // В гости к батюшке Серафиму. Составил Сергей Фомин. М., 1997. С. 304-386, 491-492. Отдельное издание Летописи прот. Стефана Ляшевского осуществлено Свято-Троице-Серафимо-Дивеевским монастырем в 1997 г. [М., б/г.]. 17. Цит. по: Протоиерей Стефан Ляшевский. Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря. Часть вторая с 1903 года по 1927 год. Машинопись. С. 18. Архив Свято-Троице-Серафимо-Дивеевского монастыря. Машинопись передана в архив монастыря в 2000 году А.Н.Стрижевым. Благодарю настоятельницу Свято-Троице-Серафимо-Дивеевского монастыря игумению Сергию с сестрами за возможность ознакомиться с материалами архива. 18. Краткое жизнеописание преподобного Серафима Саровского чудотворца и рабы Божией Агафии Семеновны Мельгуновой, основателей Серафимо-Дивеева женского монастыря. Казань, 1903. С. 66. 19. Опись Казанской церкви, состоящей Ардатовского уезда в селе Дивееве всему церковному имуществу, составленная в 1849-м году. ГАНО. Ф. 570. Оп. 557. Д. 268. Л. 57об. 20. Краткое жизнеописание... С. 67. Монахиня Серафимо-Дивеевского монастыря Дорофея (в миру Дария Михайловна Каменская, из дворян Пензенской губернии) поступила в монастырь в 1853 году, пострижена в монашество в 1867-м: Ведомость о Настоятельнице ?гумении, Монашествующих и Послушницах Ардатовского Уезда Серафимо-Дивеевского Женского Третьеклассного Общежительного монастыря за 1877 год. ГАНО. Ф. 570. Оп. 559. Д. 29. Л. 12об. (архив Свято-Троице-Серафимо-Дивеевского монастыря, ф. 5, оп. 1, д. 11). 21. Поселянин Е. Русская Церковь и русские подвижники 18 века. СПб., 1905. С. 252. 22. В России имеют хождение цветные открытки с изображением дивеевской Казанской иконы без указания ее даты, происхождения и местонахождения. Цветная фотография Казанской иконы, присланная автору из Ватикана в 2000 г., является воспроизведением того же образа, что и на открытках. 23. Гравюрное изображение явленной в 1579 году в Казани иконы в праздничной ризе опубликовано: Д.Булгаковский, свящ. Казанская чудотворная икона Божией Матери и бывшие от нее чудеса. СПб., 1896. 24. Возможность ознакомиться с этой информацией была любезно предоставлена автору статьи в ответ на официальный запрос, переданный в 1999 году в канцелярию Ватикана в Риме. 25. В России изданы сочинения владыки ?оанна (Шаховского), в том числе поэтические: Архиепископ ?оанн Сан-Францисский (Шаховской). ?збранное. Петрозаводск, 1992; Архиепископ ?оанн Сан-Францисский (Шаховской). ?збранное. Собрание сочинений в двух томах. Нижний Новгород, 1999. 26. Об этом автору статьи написала вдова выдаюшегося иконолога и богослова Леонида Александровича Успенского Лидия Александровна Успенская в письме от 21 мая 1994 года из Сен-Женевьев-де-Буа под Парижем. В нем говорится также, что Л.А.Успенский, видевший качественную фотографию с иконы, считал ее позднейшим списком с явленной иконы, оклад датировался специалистами XIX веком. 27. Покровский ?., проф. Печальная годовщина со дня похищения явленной чудотворной Казанской иконы Божией Матери в Казани. Казань, 1906. С. 47. 28. Размер иконы, находяшейся в покоях папы Римского, по ватиканским источникам приводится с точностью до тысячных долей сантиметра: 31,115х26,987 см. 29. О московском списке с Казанской явленной иконы: Чугреева Н.Н. С какой иконой Богородицы Казанской была освобождена Москва в 1612 году // VII международные Рождественские образовательные чтения. Церковные древности. Сборник докладов секции (28-29 января 1999 года). М., 1999. С. 141-147. 30. Католическая организация "Блу Арми" создана в Америке в штате Нью-Джерси в 1946 году отцом Гародьдом Колганом (Harold Colgan) и посвящена проповеди Фатимских посланий. После смерти монсиньора Колгана (+1972) деятельностью этой миссионерской организации до 1987 г. руководил Джон Хафферт (John Haffert) в сотрудничестве с сестрой Лучией (Лусией), монахиней Кармелитского ордена (Лусия - одна из трех фатимских детей, оставшаяся в живых), которые разработали устав организации. Члены объединения "Блу Арми" носят, как кармелиты, наплечники (нарамники), как символ особого посвящения себя Деве Марии, принимают обеты. "Блу Арми" официально признана католической церковью, в настоящее время центром организации является Вашингтон, отделения ее находятся в 120 странах. 31. По принятой в католическом мире версии в 1917 году близ деревни Фатима (Португалия) трем детям-пастушкам были явления Божией Матери, повторявшиеся шесть раз, свидетелями которых были тысячи людей. Сообщения Богоматери детям получили впоследствии названия "трех секретов". "Второй" предсказывал Вторую мировую войну, для предотвращения которой Богоматерь призвала "посвятить" Ей Россию, что не было исполнено Ватиканом. О фатимском явлении существует обширная литература, например, на русском языке: Стахович М.А. Фатимские явления Божией Матери утешение России. М., 1992; Назаров М. "Третий секрет" Фатимы // ?мперский вестник. Октябрь 2000. № 52. С. 20. М.А.Стахович указывает, что в Фатиме какое-то время находился не подлинник Казанской иконы, а ее копия: Стахович М.А. Верить ли Ватикану? М., 1997. С. 35. 32. Православное обозрение "Радонеж", № 19-20 (107), 2000. С. 2.