ПРОФЕССОР АЛЕКСЕЙ ОС?ПОВ: МЫ В?Д?М, ЧТО ТАКОЕ ХР?СТ?АНСТВО В ОБРАЗЕ ПРЕПОДОБНОГО СЕРАФ?МА
ПРОФЕССОР АЛЕКСЕЙ ОС?ПОВ: МЫ В?Д?М, ЧТО ТАКОЕ ХР?СТ?АНСТВО В ОБРАЗЕ ПРЕПОДОБНОГО СЕРАФ?МА
?НТЕРВЬЮ С ПРОФЕССОРОМ МОСКОВСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМ?? АЛЕКСЕЕМ ОС?ПОВЫМ
- Алексей ?льич, сейчас отмечается 100-летие канонизации преподобного Серафима Саровского, в чем вы видите значение этого святого для современного человека?
- Значение преподобного Серафима для современного человека, как мне представляется, прежде всего, в том, что мы можем реально увидеть жизненный пример того, чего может достичь человек даже в наших страшных условиях жизни. Почему я так говорю? Потому что первая треть XIX века практически мало по своему духу, по крайней мере, по направлениям жизни, по настроениям умов, мало отличается от нашей эпохи. Вы помните, под каким воздействием эпохи просвещения, деятелей этой эпохи, Великой французской революции находилась образованная часть общества, особенно после Отечественной войны 1812 года, в александровскую эпоху. Очень и очень во многом наша эпоха и та эпоха перекликаются. Мы видим, что, оказывается, даже в такое время может человек, если у него есть искренние искания и если он прилагает достаточные усилия, он, оказывается, может достичь потрясающих высот духовной жизни, высот которые не так часто встречались даже во времена древней Церкви. Это - прежде всего. Затем, немаловажным является образ преподобного Серафима, который показывает нам, в чем проявляется эта духовность. Ведь часто мы искаженно понимаем, что духовность - это исключительно самозамкнутость, которая не имеет никакого общения с миром, которая таится где-то в глубинах и никоим образом не выявляет себя. Серафим Саровский показал, что, оказывается, для того чтобы чего-то достичь, да, необходим затвор, необходимо молчание, пять лет ведь он был в молчании, и почти десять лет был в затворе, необходимо, действительно, потрясающее углубление в себя, необходимы подвиги и только на основании этого человек может выйти и стать светочем и действительным проповедником Христа в нашем мире. После такой длительной подготовки только смог он открыться миру, вернее даже не он смог открыться миру, а сама Богоматерь приказала ему выйти к людям и открыться миру, и тогда он стал поистине духовным наставником и целителем душ тех, кто к нему приходил. Он показал, кто может быть духовным руководителем. Не просто имеющий сан, не просто находящийся в монастыре, не тот, кто просто имеет бороду, убеленную сединами, а тот человек, который действительно почти всю свою жизнь отдал на такой подвиг, который нам даже трудно даже предположить. ? он продемонстрировал это. Случай, когда его избили три крестьянина, показывает, на каком уровне духовной жизни он находился. Мы бы этого не смогли перенести, он не только это перенес, а помните, когда хотели осудить этих крестьян, он сказал: уйду из монастыря и скроюсь, если их осудят. Он показал, что такое христианская любовь к тем, кто являлся его смертельными врагами, ибо они хотели убить его, и думали, что убьют его. В то же время, он показал и иное, показал, что христианская жизнь является не чем иным, как тем драгоценнейшим кладом, открывая который, человек получает величайшее благо, которое он может иметь на земле. Его слова "Христос воксресе!", его слова "Радуйтесь!", его поучения об этом, все свидетельствуют о том, какую радость имел он в душе. ?бо дух творит себе формы, и эта радость в его душе выражалась и во вне, его любовь, которая в нем была, она выражалась и во вне, я вам скажу что, это имеет огромнейшее значение, мы видим, что такое христианство в образе преподобного Серафима, оказывается это религия, которая открывает человеку тот клад, то Царство Божие, которое скрыто в душе каждого отдельного человека, он показал на своем примере - этот клад находим, его можно открыть, и можно воспользоваться теми сокровищами, которые лежат в нас. В этом я вижу огромное значение преподобного Серафима для современного человека.
С Алексеем ?льичем Осиповым беседовал Дмитрий Сафонов