Специальный выпуск журнала «Фома» представляет редактор журнала, генеральный директор «Фома Центра» Владимир Легойда
О НОВОМ НОМЕРЕ — С РАДОСТЬЮ! Специальный выпуск журнала «Фома» представляет редактор журнала, генеральный директор «Фома Центра» Владимир Легойда.
Дата публикации: 16.07.2003
Новый, 16-й номер журнала «Фома», вышедший в июле 2003 года, представляет собой специальный выпуск. Это первый опыт такого рода за время существования журнала, поэтому его готовили с особым трепетом, и с нетерпением ждали выхода. Выпуск посвящен празднованию столетия прославления Серафима Саровского, издан по благословению преосвященнейшего ГЕОРГ?Я епископа Нижегородского и Арзамасского и одобрен ?здательским Советом Московского Патриархата. Тема: «Преподобный Серафим Саровский и наше время».
— ?збрать темой номера фигуру одного святого — не узко ли это для журнала, предназначенного неверующим и сомневающимся…
— Тема номера — не только жизнь преподобного Серафима Саровского, не только сама история его жизни, но и наша эпоха, и мы сами — в свете этой жизни. Это обычный разговор в духе нашего журнала, очень личный. Замечу, что это в принципе — православная традиция. Блаженный Августин, к примеру, пишет «?споведь» не столько для себя и не про себя, сколько про каждого человека, и для каждого человека, про путь к Богу. ? тот читатель правильно и с пользой читает Августина, который читает его исповедь как свою. Так же и здесь.
Наши материалы — это не исторический трактат (хотя в некоторых текстах очень много исторического). Не только и не столько рассказ о собственно личности преподобного Серафима (хотя и это тоже здесь есть), но это обращение авторов к нам, читателям, обращение редакции к читателю, разговор с читателем о современной жизни.
— ? все же выбор темы номера наверняка не был случайным?
— Конечно, нет. Нам кажется, очень важно именно сегодня показать, что Православие не есть нечто отстраненное, а, напротив, наша современная жизнь, со всеми радостями и горестями, со всеми её сложностями. ? те люди, которых мы называем святыми, — это не какие-то персонажи старой и мертвой истории, но люди, которые связаны с нами. Преподобный Серафим и наше время — значит преподобный Серафим в наших жизнях. Это и есть основная тема номера.
— Говорить о святом на страницах журнала не в стилистике жития — это очень ответственная задача, требующая продуманного подхода. Каким образом она была решена?
— Не знаю, насколько нам удалось справиться, но мы попытались найти какие-то ходы. ?менно поэтому основная публикация, посвященная собственно преподобному Серафиму, — это размышление Николая Николаевича Лисового «Век Серафима: житие и время». Автор (историк, философ и публицист), с одной стороны, не пересказывает житие, а с другой — не просто, как в умной книжке, вводит в эпоху, чтобы читатель лучше представил себе образ героя. Он пытается все ниточки текста протянуть к нам, к нашему времени. По большому счету, это рассказ о том, почему сегодня к этому уникальному русскому святому тысячи людей обращаются словами «батюшка Серафим», — так, как будто это их приходской священник, очень близкий им человек, знающий все их беды и радости. Мне кажется, что этим настроением дышит и весь номер.
— Какие еще материалы посвящены непосредственно теме номера?
— Очень важным мне кажется интервью с епископом Нижегородским и Арзамасским Георгием. Очень живое интервью, лишенное стандартных официальных ответов. Владыка Георгий — молодой епископ, который недавно был поставлен на третью по величине епархию в России. Он сразу же погрузился в хлопоты по проведению большого торжества. От таких интервью нередко ждут общих фраз и нейтралитета. Получилось же, как мне кажется, и живо, и честно, без ненужных реверансов в сторону кого бы то ни было.
В уже ставшей традиционной рубрике «Вопрос номер один» звучат ответы на вопрос: «Что лично для Вас значит преподобный Серафим и почему, на Ваш взгляд, он именно сегодня находится в центре внимания?» Назову лишь некоторые имена отвечавших: композитор Алексей Рыбников, писатель, телеведущий Юрий Вяземский, редактор журнала «Альфа и Омега» Марина Журинская, ответственный редактор газеты «Церковный вестник» Сергей Чапнин. Замечателен рассказ заведующей кафедрой мировой истории МГ?МО Виктории Уколовой — о той помощи, которую она получала от преподобного Серафима (фрагменты этого опроса опубликованы в этом выпуске газеты на стр. 4—5 — Прим. ред.) Все это — личные свидетельства людей, наших современников, о том, как преподобный Серафим участвует в их жизни.
Далее — трогательный и глубокий, как всегда, рассказ протоиерея Артемия Владимирова о потерянном и обретенном нательном крестике. Рассказ этот также автобиографичен и очень интересен. Хочется, чтобы наш читатель обязательно с ним познакомился.
Завершают основную часть номера, посвященную собственно теме специального выпуска журнала, два интересных текста. Первый — интервью с сотрудниками Российского федерального ядерного центра (РФЯЦ). Думаю, что для многих наших читателей будет неожиданностью и само географическое соседство федерального ядерного центра с православной святыней (я имею в виду город Саров, в котором находится РФЯЦ), и те ответы, которые дают сотрудники. Это интервью — рассказ о том, как ученые, воспринимают соседство федерального ядерного центра — места, где придумывалось и создавалось самое страшное в истории человечества оружие, — с духовным центром, который призван давать человеку жизнь. Позиция сотрудников РФЯЦ, на мой взгляд, не только любопытна, но и убедительна.
? последний текст темы номера — рассказ о поездке студентов МГ?МО в Саров, в Дивеевский и Санаксарский монастыри. Мне кажется, этот материал примечателен с той точки зрения, что содержит живой личностный опыт очень разных, в том числе далеких от церковной жизни людей, их ощущение святого места, ощущение преподобного Серафима. Это тоже ответ на вопрос, который мы вынесли в тему номера.
В рубрике «Вопрос священнику» отец Константин Пархоменко говорит о понимании святости в Православии и о том, кто такие святые. (Сокращенный вариант этого текста читайте на стр. 1—3 этого номера газеты — Прим. ред.) Далее в рубрике «Миссия» стоит также очень интересное свидетельство очевидца — о схождении благодатного огня в ?ерусалиме. ? хотя это рассказ не нынешнего, а предыдущего года, я думаю, он не становится от этого менее живым.
Очерки об Афоне Александра Дворкина «Вкус хлеба с айвой» также, на мой взгляд, замечательно передают то, что можно назвать «вкусом Православия». «Вкус» — это, как мне кажется, очень удачное слово. Потому что когда мы говорим о духе Православия, то выразить это словами крайне сложно, и это очень ответственная задача, а вкус — некое всеобъемлющее понятие. Здесь можно почувствовать и дух, и плоть. Этот замечательный материал представляет собой объемный рассказ об Афоне — месте, о котором не так-то просто рассказывать.
В рубрике «Наша почта» — продолжение дискуссии на тему семейных взаимоотношений. Это глубоко личное письмо женщины, которая рассказывает о своем приходе к вере (притом, что муж ее — человек неверующий), и о том, как это повлияло на ее семейную жизнь. По читательским письмам мы знаем, что многие следят за этим разговором о трудностях семейной жизни с самого начала — с ответа редактора «Фомы» Владимира Гурболикова на письмо в редакцию (материал назывался «Как вести себя с “нелюбимой” женой»). С тех пор интерес к этой теме не угасает.
Цветная вкладка в этом номере у нас представлена, как ни парадоксально, черно—белыми фотографиями. «Лики и лица» — так называется подборка фотопортретов художника Владимира Пархоменко, выполненная по материалам фотовыставки «Клир и мир» в храме св. мученицы Татианы при МГУ. Это портреты известных старцев и мирян — выразительные, поражающие глубиной лица, лики.
— В качестве пролога в номере стоит стихотворение А.С. Пушкина «Пророк». Почему?
— Мне кажется, что это хорошо — вот так открыть номер и увидеть в прологе пушкинское стихотворение. ? потому, что его герою является Серафим, и потому просто, что оно очень своевременное, вдохновляющее и помогающее в наши непростые дни вспомнить о том, что же все-таки главное и чем мы должны заниматься. Отражает оно и существо того преображения, которое рождает в человеке духовная жажда, стремление к Богу. Ведь и преподобный Серафим — пророк…
— ?ными словами то, что должны делать православные люди для сомневающихся?
— Не совсем так. На мой взгляд, такое деление — православные и сомневающиеся — не очень удачно. Мы не устаем повторять, что «православный журнал для сомневающихся» — это журнал для всех. Просто сомневающиеся бывают разные. Я, например, не могу сказать, что у меня нет никаких сомнений. Отсутствие у верующего человека сомнений, как мне кажется, говорит о том, что он полностью уверен: он о Боге уже всё знает… Чего просто быть не может.
— ? все же, если говорить о той категории сомневающихся, кто считает себя неверующими, то на какие материалы Вы обратили бы особое внимание?
— Мы, редакция журнала, всегда исходим из того, что разговор предстоит с очень разными людьми, у которых есть разного рода сомнения. Поэтому каждому из нас, сомневающихся, разные публикации будут ближе и понятней. Для кого-то, вполне возможно, это будет разговор с епископом Георгием, кто-то откроет для себя православных физиков... Если же говорить о людях, которые не хотят в церковь или сомневаются, стоит ли туда идти, то я бы, конечно, обратил внимание на рассказ о поездке студентов в Саров, на интервью с сотрудниками федерального ядерного центра, на очерки об Афоне — «Вкус хлеба с айвой», и, конечно, на почту. Хотя, повторюсь, все наши материалы мы стараемся адресовать самой широкой аудитории и сделать их понятными и интересными для тех, кто еще очень далек от прихода в храм.
— Журнал всегда старается вести диалог с читателем и выстраивается по принципу беседы. Каким образом линия диалога прослеживается в этом номере?
— Нас часто упрекали, высказывали сожаления о том, что в журнале очень много «мрачных» материалов, что мы очень много пишем про смерть. С одной стороны, мы не отказываемся от важности этих тем, хотя и не считаем тему смерти мрачной, а представления о смерти — представлениями о чем-то плохом, конечном, тяжелом. Это не христианские представления. С другой стороны, в этом номере мы попытались показать связь преподобного Серафима, одного из самых радостных, любящих святых в русском Православии, с нашим временем, и донести до читателя, поделиться с ним радостью по поводу замечательного праздника великого святого. Если это будет ответом на вопрос, то это та самая радость — где-то тихая, где-то громкая, эмоциональная, где-то скрытая, — то, что особенно важно в наше время, когда многим людям, да и всем нам, иногда кажется, что вокруг только негатив.
— В заключение не могли бы Вы рассказать о том, где можно приобрести последний номер журнала?
— Прежде всего, скажу о том, что наш 16-й номер вышел тиражом 7 тысяч экземпляров, то есть почти в полтора раза больше, чем обычно. Заказать для продажи журнал можно в отделе распространения редакции, который находится по адресу: 119435 г. Москва, ул. Погодинская, д.20, стр.3, к.35. Купить его можно будет в магазине ?здательского совета Московского Патриархата, в московских храмах. Кроме того, мы надеемся, что на торжествах в Сарове и Дивееве «Фома» также будет представлен.
Наши читатели в интернете могут заказать журнал.
Беседовала Алла М?ТРОФАНОВА