"Русский Вестник", 31.01.2002: Многострадальный заступник
31.01.2002: Многострадальный заступник
Самим Господом этим предстателям Божиим суждено быть рядом - Серафим Саровский и Царь Николай II. Обоих не прославляли более 50 лет, почитание их святыми пошло из самих глубин народных. В зените своих великих подвигов батюшка Серафимушка изрек: «Будет царь, который меня прославит... а Господь царя возвеличит». Этим царем стал Николай II который в 1903 году повелел немедленно причислить к лику святых старца Серафима Саровского. А спустя 97 лет был канонизирован и Николай II. Мы, ныне живущие, свидетели тому, как триумфально совершилось это прославление. И вот за считанные дни до Архиерейского Собора 2000 года, когда должен был решаться вопрос канонизации царя мученика, в августе в Дивееве во время саровских торжеств внутри храма пошел... дождь.
Множество чудес Божиих было явлено для прославления царя не только на Великой, Малой, но и на Белой Руси. И пришли они в июле 2000 года с иконой Николая II, которая во время ее путешествия по нашей земле обильно благоухала и мироточила. Миро тогда истекало в храмах Минска, Могилева, Логойска, Полоцка... Что еще удивительно: когда этот образ вносили в церкви, то часто начинали «плакать» и другие иконы: это - несколько образов Христа Спасителя, иконы Явления Троицы Александру Свирскому, Крупецкой Божией Матери, Владимирской Божией Матери, Рождества Иоанна Предтечи, Сергия Радонежского, целителя Пантелеимона, инокини Варвары, Серафима Саровского... Потом мироточивая икона Николая II уехала, царь же единогласно был причислен к лику святых Архиерейским Собором.
И вот 1 сентября 2001 года эта великая святыня опять явила себя в Белоруссии. Причем как только она пересекла белорусскую границу, то сразу заблагоухала и замироточила. Мне, грешному, посчастливилось приложиться к этому мироточивому образу 16 сентября на ранней службе в Свято-Духовом кафедральном соборе Минска. До сих пор стоит перед глазами картина: полный храм народа и множество людей, благоговейно целующих образ святого царя... Затем икону вынесли на улицу. К ней и тут потекла река людей. И вдруг нечеловеческий крик: «Ненавижу тебя!..» Испокон веку перед мощами и образами великих святых проявляется то, что не может объяснить никакая наука. Но зато про это явление неоднократно упоминается в Святом Евангелии. Это - беснование. Проявило оно себя и перед святым Николаем II.
Приложившись к царской иконе, люди не уходили. Народ хотел быть со святым царем и на крестном ходе вокруг столицы. Первые шествия верующих восходят к глубокой древности. С тех пор крестные ходы стали действенным средством против зла. А то, что оно реально существует и в Минске, не мне вам говорить. Все мы помним, как сатанисты осквернили главный собор Белой Руси. Да что далеко ходить за примером! В прошлом году в дни пятисотлетия великой белорусской святыни - Минской иконы Божией Матери, написанной апостолом и евангелистом Лукой, на улицах белорусской столицы хотели устроить шествие-шабаш содомиты. Да и сейчас, когда народ белорусский выбрал Президентом А. Г. Лукашенко, вокруг которого сплотились все здоровые силы, есть и те, кто не приемлет духовное оздоровление белорусского народа. Но, слава Богу, у верующих есть крестный ход. Для защиты Минска от сил тьмы и был он предпринят. А вел его своим образом святой царь.
Более 50 километров составлял путь, и поэтому решено было проводить крестный ход на двух больших автобусах и нескольких автомобилях. Вашему корреспонденту посчастливилось ехать в машине с человеком, который окормлял пребывание мироточивой иконы Николая II и в минувшем году, и в этом. Это - священник Валерий Гомель. В автобусе, в котором везли образ, всю дорогу горели свечи, читались молитвы. Мы едем вслед за автобусами, и я, грешный, пользуясь моментом, пытаюсь узнать побольше про образ Царя Николая II.
- Эта икона не только мироточивая, но и чудотворная. В прошлом году свершилось чудо, подобное тому, что упоминается в Святом Евангелии. Женщина, восемь лет страдавшая кровотечением, полностью исцелилась. Причем это засвидетельствовано и врачами. Такая святость исходит от этого образа. Кстати, еще в 1908 году святой чудотворец Иоанн Кронштадтский пророчески сказал о Николае II «Царь наш - святой, праведной жизни».
- Как же тогда получилось, что народ, почитавший Иоанна Кронштадтского, не принял царя?
- Нас с тем временем разделяют горы исторического мусора. Народ царя не оставлял. Его предала высшая знать, зараженная лжемудрствующим духом Запада, которая отверглась от богоугодной монархии и благого ига Христова. Коснулись тлетворные западные ветры и тогдашнего Синода во главе с графом Львовым, который не помазанника Божия, а Временное правительство некрещеного Керенского провозгласил «благочестивейшим». И хотя многие из тех людей потом раскаялись в содеянном и даже приняли смерть за Христа, но исторически было так. О том, как народ любил царя, я вам расскажу на примере одной верующей. В свое время ее отец был царским гвардейцем и неоднократно видел близко Николая П. И после революции он неоднократно говорил своим детям, что царь и его семья - люди самой благочестивой жизни. Мало того, что за доброе слово о Николае П власти могли расстрелять или посадить в тюрьму, но и родные дети насмехались и издевались над отцом. И вот в наши дни случилось чудо. По благодати Божией женщина поняла, что ее отец был прав: царь - человек святой. И в присутствии большого количества людей она прямо перед иконой Николая П покаялась в грехе непочитания отца и царя.
Подтверждением слов отца Валерия явилось то, как встретили икону в церкви Преображения Христова (микрорайон Юго-Запад). Приветствовать царя пришли, говоря терминологией Маркса, и рабочие, и крестьяне, и интеллигенция. И вдруг после акафиста словно проснулась генетическая память: народ воодушевленно запел «Боже, царя храни!»... Далее крестный ход направился в Самохваловичи, в церковь Сошествия Святаго Духа, где ее встретили настоятель и прихожане. Перед иконой был отслужен молебен. О благоговейном почитании тут царя говорят следующие увиденные мной картинки. Вот, дождавшись иконы, мать с детьми от нахлынувших чувств плачет. Во время службы в храм спешат бабушка с внуком, который несет царю огромный букет. Икона благоухает, а народ опять поет «Боже, царя храни!»...
Этой же хвалебной песнью нас встретили и в Стеклево в церкви Рождества Христова (микрорайон Ангарская). Еще издалека мы видим, что собрались не менее полутысячи человек. Все эти люди пришли к царю, чтобы, приложившись к иконе, поклониться великому святому.
Далее путь иконы лежал в Дом милосердия, в церковь в честь Всех Святых в Земле Российской просиявших и в Свято-Елисаветинский монастырь (Новинки). А завершился крестный ход только перед вечерней службой в том месте, откуда и начинался, - у Свято-Духова кафедрального собора.
Много впечатлений оставил он у меня. И самое главное, что благодарная память о царе в нашем народе не ослабла более чем через 80 лет после его мученической гибели. Почему такое случилось? Ведь редкий учебник истории обходился без того, чтобы не хаяли Николая П. Да и перед канонизацией на его доброе имя были вылиты ушаты грязи. И тем не менее я увидел, что белорусский православный народ верит царю как великому предстателю за народ и Родину у Христа Бога.
Вот что сказали мне прихожане кафедрального собора, супруги, участники крестного хода Ольга и Александр: «Простой народ почитает и любит царя как своего родного святого». Прихожанка кафедрального собора Т. (попросила не называть своего имени): «Я уверовала в святость царя после того, как похоронила маму. Я испытала то, что называется адскими муками. И тогда я вдруг почувствовала, что пережили в заточении безвинно убиенные царственные мученики. И теперь в самые трудные моменты я молюсь царю Николаю как великому заступнику».
Вообще в православном народе произошло целостное осмысление всего величия земного крестного его пути. В своем царском пути этот святой, как апостол Павел, угождал не людям, а Богу. Кротостью, незлобием и ревностью о Боге Николай II уподобился царю Давиду. По множеству скорбей за Господа он стал вторым Иовом. А принял кончину от злодеев, как святой князь Андрей Боголюбский. Но самая вершина величия, на которую Николая П возвел наш народ, - это то, что в начале века от Христа отступили все православные сословия, кроме царского... И посему для отвращения наказания Божия народу за отступничество от веры царь, добровольно избрав мученический венец, принес себя в жертву. Сколько издевательств, надругательств, мук пришлось перенести ему в заточении как царю, отцу семейства, человеку - знает только Бог. Но он остался верен долгу помазанника Божия, самому Христу до великомученического конца. Силы тьмы уничтожили даже его тело. Ведь как христианин он был страшен им своими мощами. Зато и стал святой страстотерпец и великомученик царь Николай П великим заступником триединой Руси, народа православного у престола Пресвятой Троицы.
...Минский крестный с иконой царя стал продолжением всебелорусского. Вот как триумфально шел святой искупитель со своим образом по Белой Руси.
1 сентября ночью, сильно благоухая и мироточа, икона прибыла в Могилев. И это закономерно. Ведь Николай II вдоль и поперек исходил этот город. Еще остались люди, которые видели его живым. С Могилева начался и его путь на Екатеринбургскую голгофу. А прибыл образ, как и в минувшем году, в Никольский храм Никольского женского монастыря. Что тоже не случайно. Царь часто молился в этой церкви. После церковной службы состоялся крестный ход. С самого утра и до вечера не иссякал людской поток к мироточивой иконе. О том, как чтут в Могилеве этого святого, свидетельствует и чудесное обретение портрета Николая II, найденного на чердаке одного из зданий. За эти годы он прекрасно сохранился. Теперь, дорисовав нимб, верующие имеют свою икону святого великомученика. Кстати, по благословению архиепископа Могилевского и Мстиславского Максима на берегу Днепра вознесется часовня в честь царственных мучеников. Вечером же во время крестного хода с иконой у домовой церкви владыки Максима ветер и дождь загасили свечу. И когда дьякон хотел зажечь ее спичкой, случилось чудо - схождение благодатного огня: свеча вдруг ярко вспыхнула. Подобное чудо при огромном стечении народа случилось в этом году и в Турове на Пасху. Огонь так же сошел на свечи.
Затем икона благочестивого царя побывала в поселке Корма у святого Иоанна Кормянского, мощи которого от прибытия этой святыни обильно заблагоухали. В Гомеле образ Николая II встретили в кафедральном соборе. По дороге на Мозырь святыня побывала в храмах Жлобина, Светлогорска, Калинковичей, где ее встречало множество верующих. Потом был Юровичский монастырь, литургии в Мозыре и Пинске, Брестский кафедральный собор. И вот что засвидетельствовали верующие: очень сильно заблагоухали мощи ревностного поборника Православия преподобномученика Афанасия Брестского и замироточила икона-мощевик преподобной Евфросинии Полоцкой. В честь такого великого события по просьбе епископа Брестского и Кобринского Сафрония икона страстотерпца пробыла в городе лишний день. В Гродно святыню лично встретил епископ Новогрудский и Лидский Гурий. Образ святого царя побывал в женском и мужском монастырях, затем владыка Гурий сопроводил ее до Лиды.
8 сентября 2001 года для жителей Белоруссии выдалось тревожным. Ведь 9-го - выборы Президента, а с ним и будущего Белой Руси. В эти неспокойные дни на всенародно поддерживаемого А. Г. Лукашенко шли яростные нападки. К вечеру оппозиция обещала отпраздновать «победу» даже без официального подсчета голосов. У всех, кто болел за судьбу нашей отчизны, сердце в тревоге сжималось. И именно в эти дни икона святого Николая явила себя в столице. В церкви равноапостольской Марии Магдалины 8 сентября проходит всенощное бдение, а 9-го - две Божественные литургии. Затем через Троицкое предместье образ царя заступника следует в главный храм республики - Свято-Духов кафедральный собор. И тут случается чудо: икона начинает благоухать и мироточить в правом верхнем углу. А буквально через считанные часы жители республики вздохнули с облегчением: на второй срок триумфально избран А. Г. Лукашенко.
Путь иконы лежал в Крупцы и столичные храмы - Александра Невского, Минской иконы Божией Матери, иконы «Взыскание погибших», Воскресения Христа и другие, где ее встречали многочисленные почитатели святого Николая П.
В храме Преподобного Сергия Радонежского (д. Вишневка) во время пребывания царского образа замироточило большое распятие «Голгофа». А в логойском храме и церкви Рождества Иоанна Крестителя (Минск) икона заблагоухала. Затем ее повезли в Крайск, где по благословению митрополита Минского и Слуцкого, Патриаршего Экзарха всея Белоруссии Филарета построен первый в республике придел в честь святых царственных мучеников.
В Молодечно благодатный образ встретило просто огромное число прихожан. Далее были Витебск, Орша и конечный пункт крестного хода по Белоруссии - Никольский монастырь в Могилеве. Именно отсюда он и начался две с половиной недели назад.
- Что самое главное вы можете отметить в этом крестном ходе? - интересуюсь у отца Валерия Гомеля.
- Белорусские люди не просто почитают царя. В народе сохранилась злодейски умученному царю простая и очень сильная чистая вера.
- Чем вы можете объяснить, что царь через столько лет забвения стал душой народа?
- В отличие от простых людей, имеющих помазание Святаго Духа только один раз в жизни (при крещении), Николай II прошел этот обряд дважды. Во второй раз - как царь, помазанник Божий.
- В отличие от минувшего года, икона меньше мироточила и благоухала...
- Мне говорят, это потому, что царя уже прославили в лике святых. Я же заметил следующее. Икона наиболее часто мироточит и благоухает там, где благоговейно почитают Николая II, его святость, его крестную жертву за русский народ. И я уверен: чем больше мы пустим в сердце покаяния за грех цареубийства, тем больше икона будет благоухать и мироточить.
...Закончился крестный ход с чудотворной и мироточивой иконой царя. Он принес Белой Руси великую духовную благодать. Ведь если в 19 веке среди всех святых воссиял преподобный Серафим Саровский, то в ХХ веке Господь возвеличил святость страстотерпца и великомученика Николая II.
Александр РУДКОВСКИЙ.
Copyright ©2001 "Русский Вестник"