Серафим Саровский
К 100-летию канонизации (1 августа 2003 года)
и 250-летию со дня рождения (1 августа 2004 года)
Разделы портала
Фото дня
Книги о Серафиме Саровском

Букинистическое издание (2007)


Твердый переплет (2009)


Твердый переплет (2006)

Еще книги
о Серафиме Саровском

Есть новое!

Официальная эмблема празднования
Официальная эмблема празднования 100-летия канонизации прп. Серафима Саровского
Русская коллекция


Поиск...
Google
Пользовательского поиска

Партнеры







Публикации / Статьи

САМЫЙ СЕВЕРНЫЙ БАТЮШКА

1 августа на старой испытательной площадке на Новой Земле будет освящена часовня во имя Серафима Саровского. Поэтому о.Иннокентий приехал в Город преподобного не во время самих торжеств, а сейчас. Сотрудники ВНИИЭФ – теоретики, газодинамики, испытатели, не понаслышке знакомые с Новой Землей, собрали пожертвования на утварь для Серафимовой часовни: сейчас у отца Иннокентия есть возможность перевезти все необходимое из Сарова на Новую Землю. Так прежние человеческие связи претворяются в духовные. О.Иннокентий рассказывает:

БЕЗ СВЯЩЕННИКА Новая Земля административно принадлежит Архангельской области и Архангельской епархии. Там военный гарнизон: круглый год живут военные с семьями. Когда-то это был большой поселок, где действовала вся инфраструктура: школы, спорткомплекс. Владыка наш Тихон Архангельский и Холмогорский знаком с командиром полигона контр-адмиралом Виктором Владимировичем Шевченко, и тот приглашал владыку в гости, посмотреть, как люди живут. Место такое далекое, что и по телевизору не увидеть; уникальное: очень высокие арктические широты.

Владыка летал туда зимой на несколько часов на военно-транспортном самолете с группой администрации области. Освятил камень для часовни, общался с жителями, выступал в доме офицеров. Люди говорили: мы живем здесь без священника. Владыка сказал, что это трудный вопрос: в крупных городах священников не хватает, а здесь поселок, чуть больше 2 тысяч населения. Я был тогда у владыки первым дьяконом и ездил с ним, служил полтора года. Он на трапезе рассказывал, как съездил. И меня будто озарило, не знаю почему… Когда он рассказывал про Новую Землю, я подумал: наверное, мне там надо служить. Я один, бессемейный, постараюсь выдержать. А у меня хиротония к тому времени подходила, и я приблизительно знал, где мне назначат служить - в одном райцентре на юге Архангельской области.

И Владыке на приеме о своем решении сказал. Он был поражен. У нас Владыка добрый, деликатный человек. И, наверно, никого бы сам не попросил, потому что, как ни крути, это очень суровое место. Я уверен, Владыка никогда не поставил бы вопроса: может, ты поедешь туда? Он сказал: «ну, ты подумай». И до отправления прошло целых полтора года. За это время он 20 раз спрашивал, не передумал ли я. Потом исполнялось 100 лет поселку Белушья Губа, военные сделали нам приглашения, и мы полетели туда с еще одним священником (благочинным Северо-Западного округа, его приход под Архангельском). Владыка хотел, чтобы я своими глазами посмотрел, где, как и что.

ТАМ ПАЛЬМЫ НЕ РАСТУТ Когда я вернулся, он меня вызвал на прием. Меня там ничего не удивило, я знал, что там пальмы не растут. Правда, думал, что поселок побольше, потому что Владыка рассказывал, что там автобусы ходят. Поселок очень маленький – буквально 10-20 жилых зданий. Но, во-первых, отступать неприятно, а во-вторых, меня ничто не смутило. Я сказал Владыке, что остаюсь при своем. Но все продвигалось медленно: утрясали вопросы с командованием и т.д.

12 ФЕВРАЛЯ, НА ТРЕХ СВЯТИТЕЛЕЙ Летом в девяносто восьмом Владыка смог устроить, чтобы к нему приехал начальник полигона вместе с замполитом, и мы уже конкретно обо всем поговорили. Владыка меня представил, они вспомнили, что я приезжал на праздник, обговорили, как я там жить начну, где можно будет сделать храм… Сказали, что осенью будет корабль: загружайте все что надо и приплывайте к нам. Но осенью не получилось, на тот корабль я сел только в феврале. Уже была тяжелая ледовая обстановка, на ледоколе из Архангельска шли 13 дней.

Там меня встретили, разместили в гостинице, а тем временем начали искать подходящее для храма место. В поселке Белушья Губа сохранилось здание старой церкви конца 19 века. Здание теперь удалено от поселка примерно на полкилометра, потому что прежде жили прямо на берегу Белужьей Губы. Здание большое, деревянное, заброшенное, требует ремонта. Я понял, что он займет много времени, и денег не найти. Стали искать домовое помещение, желательно в центре поселка, и нашли очень хорошее: в гостинице на первом этаже было кафе, оно закрылось, и эта площадь не использовалась. Я приехал 12 февраля, на трех святителей, и за несколько дней все нашли. С командиром полигона определили объем работ, план, график, выделили специалистов, и они начали делать. У меня с собой были иконы (Владыка дал полиграфические) и из утвари - по мелочам.

ЭТО ЧУДО, КОНЕЧНО Церковь делалась к Пасхе, к 11 апреля. На Пасху должна была быть первая служба. Я выступил на местном телевидении, поговорил с людьми. Нужны были люди, чтобы провести пасхальную службу. Это чудо, конечно. Пришли две женщины-военнослужащие, жены офицеров, по 15 лет на Новой Земле прослужили, потом еще несколько человек нашлось. Мужчина - баритон, потом получилось трио. Слава Богу, у меня были на Пасху все ноты, все тексты. Это подвижники, потому что в таком темпе, за полтора месяца… Сейчас они собираются 2 раза в неделю, что-то подучить. Я их понимаю: семьи, мужья, служба. От военной службы их никто не освобождал, они в полдевятого ушли и в полседьмого домой пришли. Люди трудятся в храме бескорыстно, никто им не платит.

Собирались каждый день на 2 часа: спевки, спевки, спевки… Люди, которые не только церковного песнопения не слышали, даже в церковь не заходили - герои. Служба прошла, ошибки делали, но пели стройно. Мы в 12 начали, отслужили пасхальную заутреню, литургию. И потом каждое воскресенье стали служить литургию. По воскресеньям - службы, в среду - акафист святителю Николаю, потому что церковь, которая там раньше была, освящена в честь святителя Николая. Так с Пасхи 99 года приход и начался.

6 НА 9 И с тех пор служим: в среду акафист святителю Николаю Чудотворцу, в субботу - Всенощная, в воскресенье - Божественная литургия. Я заказал в Архангельске икону, писаную, красивую, дорогую, большого размера, аналойную, чтобы святителя Николая изобразили, стоящего на Новой Земле. Как Никола Можайский, во весь рост: в одной руке меч, в другой храм. И каждый год в храме все красивей становится.

На двунадесятые праздники, если совпадают с выходными или какой-нибудь государственный праздник - литургия, а в будни служим молебны. Женщин не часто можно попросить, чтобы они со службы отпросились, поэтому акафист, чтобы праздник отметить, – вечером. Люди ходят, но людей там живет мало. Еще разъезжаются в отпуска по кварталам, и получается, что 3-4 человека, которые ходили постоянно, уехали, и остаются двое. А бывает, неделю-две приходят 12-15 человек - это уже полный храм. Храм маленький, 6 на 9. Алтарь довольно просторный: 6 метров в ширину и в глубину. Сначала только два подсвечника медных стояли на престоле, больше вообще ничего не было. А сейчас и облачения красивые. Слава Богу, что все так получилось. Я уже пятый год служу, и все постепенно образуется.

КРАСОТА НЕ ЖИВАЯ, А МЕРТВАЯ Строй жизни на Новой Земле даже от Архангельска сильно отличается. Архангельск для средней полосы и даже для Москвы - север. Но это город на континенте, вокруг леса, богатая природа, а у нас там ничего нет. Я терпеливый: надо - значит, надо. А так, по-человечески очень тяжело перестроиться. И всем тяжело, кто там служит.

Труднее всего справиться с полярными зимами, полярными ночами. Дуют сильные ветра: до 25-30 м/с, т. е. это 100 км/ч. И при этом сильнейшие морозы. Это очень сурово, вплоть до того, что командир отменяет рабочие дни, и люди сидят по домам. Эта ночь, которая длится 2 месяца, давит на психику. Давит на психику однообразный ландшафт, полное отсутствие зелени, деревьев. Мне людей жалко. Мне что, я священник: если надо, будем терпеть сколько надо. А люди привозят детей, мне их жалко.

Родина в 54 году сказала «надо», и люди поехали, чтобы щит ядерный выковать. А там люди никогда не жили, кроме кочевых ненцев и поморов, которые приезжали на шлюпках, били рыбу, гуся – и уезжали.

А жить там невыносимо, и сама история Скита Новоземельского очень трагическая. Церковь была основана в 1898 году в Белужьей Губе, там жил священник, а потом около 1902 года приехали несколько монахов. Никто не хотел ехать, а просили для ненцев. Просили у Соловецкого Игумена дать братию, он открытым текстом сказал: там настолько суровые условия, что у нас из братии никто не выдержит, извините. И поехал один иеромонах Николо-Карельского монастыря, отец Иона. Он служил, ненцев окормлял. Что там этому батюшке пришлось перетерпеть - одному Богу ведомо. А из тех 10 или 12 монахов, которые туда приехали, семеро за зиму погибли, а пятеро уехали по болезни и больше не вернулись.

Очень суровый край, зимой шутки плохи, на улицу иногда нельзя выходить, люди терялись, замерзали. Протягиваешь руку - перед собой ничего не видно, ветер такой ярости, что сбивает с ног, сильнейшие морозы. Когда туда командировка на месяц, два, три, люди уже чувствуют, насколько это тяжело. А когда постоянно живут, кроме отпуска, который хорошо, если придется на летние месяцы? Вот в суровости, натуральной суровости жизни, беззащитности (там абсолютно беззащитным себя ощущаешь) - основная трудность.

Я в этом году перед Пасхой в страстной четверг на вертолете летал 800 км на север. Там маленькая станция кое-какие задачи Министерства обороны выполняет, буквально несколько человек. Я перед Пасхой к ним прорвался, чтобы освятить их жилье, иконы им оставил, святой воды, свечей. И когда летел туда на вертолете вдоль Новой Земли, смотрел на эти скалы. Я вспомнил, как где-то читал, что Новая Земля похожа на третий день творения. Очень все красиво, но красота не живая, а мертвая.

Конечно, люди стараются повеселее жить, придумывают праздники, мероприятия, в гости ходят семьями. Семьи там очень поддерживают. Без семей могут запить. Не крепкие, взрослые, а молодежь, особенно те, кто пошли в военное училище и попали на Новую Землю, сами не зная для чего.

НИ ОДНА МОЛИТОВКА НЕ ПРОПАДАЕТ В общем, молимся мы, Господь нас слышит, помогает. На литургии все сам делаешь, и Апостол читаешь, и все. Женщинам взрослым петь научиться - одно, а по-славянски читать - другое. Это очень чувствуется - что ни одна молитовка самая маленькая не пропадает, и количество прихожан увеличивается. С каждым годом хоть 2 человека новых появляются, это просто здорово. Для двухтысячного поселка, если 10 человек ходят в храм постоянно, это уже прекрасно. Кроме семи человек, которые постоянно помогают, еще 5 певчих, 1 офицер (подполковник) пономарит, помогает мне в алтаре, когда служба позволяет.

Беседовал А.Каминский, подготовила В.Сельверова.

Уважаемые горожане! Если хотите помочь Новоземельскому приходу, шлите помощь по адресу: Архангельск-55, Святоникольский приход, (Русских Сергею Вячеславовичу) иеромонаху Иннокентию. Или на счет: Полевое учреждение ЦБ РФ Ленинское, г.Архангельск-55, р./сч. 407 038 102 000 000 000 01, ИНН 2901 088 565, БИК 041 126 002



Серафим Саровский
Серафим Саровский
Новости за...
Все новости
Смотреть на

Ссылки

Смотреть на


Смотреть на


Смотреть на


Смотреть на


Смотреть на



Каталоги




Обмен баннерами
Если Вам понравился портал, предлагаем установить наш баннер:

Серафим Саровский

Погода




Православный календарь





Сегодня
Главная | Серафим Саровский | Саровская пустынь | Саров | Новости | Даты | Публикации | Фото | Видео | Книги | Ссылки | Контакты
Copyright © 2003-2024 Группа информационной поддержки.