Серафим Саровский: "Будет такая скорбь, чего от начала мира не было!"
Страна.Ru Мария Свешникова 2003-07-25
--------------------------------------------------------------------------------
Серафим Саровский: "Будет такая скорбь, чего от начала мира не было!" Пророчества преподобного старца
Каких только толкований не существует на пророческие слова Серафима Саровского: "Вот, матушка, когда у нас будет собор, тогда Московский колокол Иван Великий сам к нам придет! Когда его повесят, да в первый-то раз ударят в него, и он загудит. Тогда мы с вами проснемся!" И это отнюдь не единственные слова Саровского старца, передающиеся со всевозможными трактовками. Гадание, равно как и предсказание судьбы, и толкование снов - грех, осуждаемый Библией, но редко кому удается с легкостью противостоять искушению узнать, что ждет тебя лично, твою семью, и уж, тем более, весь мир, что "день грядущий нам готовит". Единственное исключение - предсказания учителей Церкви. И уж такой официальной возможности узнать свою судьбу противиться вовсе нереально. Однако ввиду отсутствия современных технических средств, передать дословно то, что говорили духоносные старцы хотя бы 100 лет назад, не представлялось никакой возможности. Со слов личного участника событий (не всегда грамотного), пророчества записывались с определенной творческой интерпретацией, присущей каждому отдельному человеку. Так, на духовном основании возникало и по сей день возникает мифотворчество. Чтобы избежать подобной ошибки, Страна.Ru по возможности полностью и без опосредованных комментариев приводит слова преподобного Серафима Саровского, считающиеся пророческими. Пророчества преподобного Серафима Саровского. Из книги "Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря", составленной митрополитом Серафимом Чичаговым по репринтному изданию Московского Богородице-Рождественского женского монастыря 1996 года. "Пройдет более чем полвека. Тогда злодеи поднимут высоко голову. Будет это непременно. Господь, видя нераскаянную злобу сердец их, попустит их начинаниям на малое время, но болезнь их обратится на главу их, и на верх снидет неправда пагубных замыслов их. Земля Русская обагрится реками крови, и много дворян побиено будет за Великого Государя и целость Самодержавия Его... До рождения антихриста произойдет великая продолжительная война и страшная революция в России, превышающая всякое воображение человеческое, ибо кровопролитие будет ужаснейшее: бунты Разинский, Пугачевский, Французская революция - ничто в сравнении с тем, что будет с Россией. Произойдет гибель множества верных отечеству людей, разграбление церковного имущества и монастырей; осквернение церквей Господних; уничтожение и разграбление богатства добрых людей, реки крови русской прольются, но Господь помилует Россию и приведет ее путем страданий к великой славе..." С. 215-216 "Вот, матушка," - говорил он (преп.Серафим): "Когда у нас будет собор, тогда Московский колокол Иван Великий сам к нам придет! Когда его повесят, да в первый-то раз ударят в него, и он загудит" - и батюшка изобразил голосом: "тогда мы с вами проснемся! О! во, матушки вы мои, какая будет радость! Среди лета запоют Пасху! А народу-то, со всех сторон, со всех сторон!" Помолчав немного, продолжает батюшка: "но эта радость будет на самое короткое время; что далее, матушки, будет ... такая скорбь, чего от начала мира не было!" - и светлое лицо батюшки вдруг изменилось, померкло и приняло скорбное выражение. С. 255 Много чудесного говорил батюшка Серафим о Канавке. "Так, что канавка эта - стопочки Божией Матери! Тут ее обошла Сама Царица Небесная! Эта канавка до небес высока! Землю эту взяла в удел Сама Госпожа Пречистая Богородица! Тут у меня, батюшка, и Афон, и Киев, и Иерусалим! И как антихрист придет, везде пройдет, и канавки этой не перескочит!" С. 256 Cтарица Евдокия Ефремовна (монахиня Евпраксия) рассказывала (тетрадь N 1, рассказ N 17), что однажды батюшка ей сказал: "...И какая радость-то будет, но мы не доживем и я не доживу, как собор-то у нас пятиглавый будет!.. Хоть ты и не доживешь, как собор-то совершится, а ведь какая радость-то тогда будет! Четверо мощей будут у нас, матушка! Вот какая радость-то будет, матушка! Какая великая радость-то будет! Среди лета запоют Пасху, радость моя! Приедет к нам Царь и вся Фамилия! Дивеево-то Лавра будет, Вертьяново - город, а Арзамас - губерния! Станут все приходить к нам, матушка, запираться для отдыха будем; станут деньги давать, только берите; в оградку станут кидать, а нам уже не нужно, много своих тогда будет, матушка!" С. 289-290 Та же Евдокия Трофимовна рассказывала (тетрадь N 6, рассказ N 52), что однажды она работала с сестрою Ириною Cеменовною у батюшки в пустынке, и он, любя ее, очень много пророчески говорил. "Вот, матушка,"- начал о.Серафим, сев у источника,- "скажу вам, придет время у нас в обители все будет устроено; какой собор будет! Какая колокольня! А келии и ограда будут каменныя и во всем будет у вас изобилие!" После этого о.Серафим вдруг заплакал и сказал: "но тогда жизнь будет краткая. Ангелы едва будут успевать брать души. А кто в обители моей будет жить, всех не оставлю; кто даже помогать будет ей, и те муки будут избавлены! Канавка же будет вам стеною до небес, и когда придет антихрист, не возможет он перейти ее; она за вас возопиет ко Господу и стеною до небес встанет и не впустит его! А колокол-то Московский, который стоит на земле, около колокольни Ивана Великого, он сам придет к вам по воздуху и так загудит, что вы пробудитесь и вся вселенная услышит и удивится". С.290 При сем старец тяжко вздохнул и сказал: "мы, на земле живущие, много заблудили от пути спасительного; прогневляем Господа и не хранением св. постов; ныне христиане разрешают на мясо и во св. Четыредесятницу и во всякий пост; среды и пятницы не сохраняют; а Церковь имеет правило: нехранящие св. постов и всего лета среды и пятницы много грешат. Но не до конца прогневается Господь, паки помилует. У нас вера Православная и Церковь, не имеющая никакого порока. Сих ради добродетелей Россия всегда будет славна и врагам страшна и непреоборима, имущая веру и благочестие в щит и во броню правду: сих врата адова не одолеют". C.354 Своей избраннице Евдокии Ефремовне (матери Евпраксии), которая присутствовала при явлении Божией Матери в день Благовещения, о. Серафим много говорил на прощанье. Так он сказал (тетрадь N 6, рассказ N 17): "Вот скажу тебе, - говорил мне батюшка Серафим, - будет у вас два собора; первый мой-то собор холодный; куда лучше будет Саровского-то и будут они нам завидовать! А второй-то собор, зимний Казанский, ведь церковь-то Казанскую нам отдадут! Вы и не хлопочите, придет время еще поклонятся да и отдадут ее нам. И скажу тебе, вельми хорош будет мой собор, но все-таки еще не тот этот дивный собор, что к концу-то века будет у вас. Тот, матушка, на диво будет собор! Подойдет Антихрист-то, а он весь на воздух и поднимется и не сможет он взять его. Достойные, которые взойдут в него, останутся в нем, а другие хотя и взойдут, но будут падать на землю. Так и не сможет достать вас Антихрист-то; все равно как в Киев приходили разбойники, а церковь-то поднялась на воздух; достать-то они ее не могли. Так вот и собор ваш и канавка поднимутся тоже до неба и защитят вас, и не сможет ничего вам сделать Антихрист! И при том соборе время придет такое у вас, матушка, что ангелы не будут поспевать принимать души, а вас всех Господь сохранит, только три из вас примут мученье, трех антихрист замучит! Ведь Дивеево-то диво будет, матушка, четверо мощей в рождественской церкви у нас почивать будут! И будет тут не село, а город. Мы-то с тобой не доживем, а другие доживут и до этого!" С.453-454 "Душеполезное чтение", 1912, Ч.2, С.493. "...Все то, что носит название "декабристов", "реформаторов", - словом, принадлежит к "бытоулучшительной партии", - есть истинное антихристианство, которое, развиваясь, приведет к разрушению христианства на Земле и, отчасти, Православия и закончится воцарением антихриста над всеми странами Мира, кроме России, которая сольется в одно целое с прочими славянскими странами и составит громадный океан, перед которым будут в страхе прочие племена земные. И это верно, как 2х2=4". Существует церковное предание, что незадолго до своей, во многом загадочной, смерти император Александр I побывал в Саровской Пустыни у преподобного Серафима. Как писал в 1933 году митрополит Антоний (Храповицкий), "одно предание гласит, будто Государь Александр I на пути из Валаамского монастыря, куда он путешествовал из Архангельска, заехал в Саров и был встречен преподобным Серафимом на самой дороге и, побеседовав с ним, отправился далее на юг". Русский духовный писатель Евгений Николаевич Поселянин (Погожев) записал более подробный рассказ: "В 1825 году, или в один из ближайших к этой эпохе годов, старец Серафим однажды обнаружил будто бы какое-то беспокойство, замеченное монахом, рассказывавшим об этом впоследствии моряку Д. Он точно ожидал какого-то гостя, прибрал свою келью, собственноручно подмел ее веником. Действительно, под вечер в Саровскую Пустынь прискакал на тройке военный и прошел в келью отца Серафима. Кто был этот военный, никому не было известно; никаких предварительных предупреждений о приезде незнакомца сделано не было. Между тем великий старец поспешил навстречу гостю на крыльцо, поклонился ему в ноги и приветствовал его словами: "Здравствуй, Великий Государь!" Затем, взяв приезжего за руку, отец Серафим повел его в свою келью, где заперся с ним. Они пробыли там вдвоем в уединенной беседе часа 2-3. Когда они вместе вышли из кельи, и посетитель отошел уже от крыльца, старец сказал ему: "Сделай же, Государь, так, как я тебе говорил". По одной из версий во время этой встречи преподобный Серафим предрек императору Александру : "Будет некогда Царь, который меня прославит, после чего будет великая смута на Руси, много крови потечет за то, что восстанут против этого Царя и самодержавия, но Бог Царя возвеличит". В 1855 году 2 марта А.Ф. Тютчева записала: "Императрица (Мария Александровна, супруга императора Александра II) говорила со мной также про предсказание, сделанное отшельником Сарова Михаилу Павловичу о смерти его дочери, о его собственной смерти и о смерти Императора Николая. Великий Князь Михаил никогда не хотел рассказать того, что было предсказано о детях Императора Николая, говоря, что он откроет это только Императрице, но он так и умер, не решившись этого сказать. По-видимому, это было что-то зловещее".