Серафим Саровский
К 100-летию канонизации (1 августа 2003 года)
и 250-летию со дня рождения (1 августа 2004 года)
Разделы портала
Фото дня
Книги о Серафиме Саровском

Букинистическое издание (2007)


Твердый переплет (2009)


Твердый переплет (2006)

Еще книги
о Серафиме Саровском

Есть новое!

Официальная эмблема празднования
Официальная эмблема празднования 100-летия канонизации прп. Серафима Саровского
Русская коллекция


Поиск...
Google
Пользовательского поиска

Партнеры







Публикации / Статьи

Чудесный образ / Алексей Олегович ЕСИКОВ - Журнал "Русский дом", №6,2003

Чудесный образ / Алексей Олегович ЕСИКОВ - Журнал "Русский дом", №6,2003

Величайший подвижник благочестия и светильник Божий, еще при жизни почитаемый по всей России, преп. Серафим избегал славы человеческой. В самом раннем жизнеописании старца, вышедшим в 1841 году, то есть всего лишь через восемь лет его блаженной кончины, находим следующий характерный эпизод: "Один брат, которому он (преп. Серафим - прим. автора) имел особенное расположение, просил его, чтоб позволил списать с него портрет. Старец сказал ему: "Кто я, убогий Серафим, чтоб мог позволить снять с себя портрет? Изображаются лики Господа нашего Иисуса Христа, Пречистой Его Матери и святых, а мы, грешные, что значим?" Когда же брат тот продолжал просить его, представляя, что сего желают многие из усердия, старец сказал: "Мы всегда должны стараться отсекать виды тщеславия в самом начале". Другой подобный эпизод мы находим в первом подробном житии, изданном в 1863 году.

Но Господь ведал святость жизни старца, и по Промыслу Божиему до нас дошли прижизненные изображения батюшки Серафима.

Известно, что в квартире настоятеля Саровской обители по смерти преподобного Серафима имелись два "верные изображения его". Речь идёт о портретах, выполненных на холсте масляными красками. Вот описание одного из них: "Написано в то время, когда старцу было около пятидесяти лет. Отец Серафим представлен с открытой главой; лицо у него чистое, белое, глаза голубые, нос прямой, с небольшим возвышением, волосы светло-русые, густые, с проседью, усы и борода густые, с проседью, руки одна с другой соединены на груди. Старец стоит одетым в мантию. Этот портрет написан художником академии Дмитрием Евстафьевьм для г-жи Анненковой и ею передан в Саровскую пустынь..." Второй портрет написан Серебряковым около 1827 года. Здесь лицо старца "представлено бледным, удручённым от трудов". Неслучайно издатель предпочёл воспроизвести в книге литографию именно с Евстафьевского портрета, как наилучшего из известных ему изображений.

После ознакомления с этой иллюстрацией остаётся вопрос о портрете-иконе преподобного Серафима, хранящегося в Даниловом монастыре: оригинал это портрета Евстафьева, или это копия с него? Случайным столь точное совпадение изображений быть не может.

История его обретения в Даниловом монастыре такова. В 1993 году в Москве скончался в преклонных годах один иеромонах, который завещал родственникам передать хранившиеся у него иконы и утварь в православные руки. Согласно его воле, их можно было и продать, но только верующим. С просьбой помочь в этом деле родственники пришли в иконную лавку Данилова монастыря. В благодарность за оказанное содействие они пожертвовали портрет преп. Серафима, также хранившийся у покойного иеромонаха. Так Серафим Саровский явил свой образ, когда настало время "собирать камни", - спустя два года после второго обретения его честных мощей. Вся значимость происшедшего была осознана не сразу, Местом хранения портрета-иконы стало подворье монастыря в селе Михеи. В последние годы образ выставляется верующим для поклонения на православных выставках и ярмарках, проводимых в Москве. С конца марта по май этого юбилейного года он находился в Троицком соборе Данилова монастыря.

Возраст старца на портрете можно попытаться установить точнее. Думается, эта работа не могла быть написана ни в период пустынножительства старца, ни в период пребывания его в строгом затворе. Таким образом, портрет создан не ранее 1815 года, и на нём преподобный изображён в возрасте не менее 55 лет.

Образ преподобного - аскетический лик исихаста и постника, прошедшего отшельничество и затвор и выходящего на новый подвиг. Поворот головы типичен для парадного портрета XVIII - начала XIX века. Однако если внимательно рассмотреть лик преподобного, то можно заметить весьма необычный приём, использованный живописцем. Брови, глаза, нос и рот - вся центральная часть лика - изображены практически строго анфас, а поворот головы задан тем, как написаны волосы. Возможно, за счёт этого приёма художнику удалось придать образу угодника Божия большую одухотворённость. У зрителя создаётся впечатление, что проницательный взгляд старца устремляется в вечность, пронизывая нас насквозь.

В осанке старца видна сгорбленность после увечья, нанесённого ему грабителями в лесу. (Когда в 1876 году дивеевские сестры будут копировать этот образ, то на литографии появятся могучие плечи и вьющиеся локоны, как атрибуты поэтизирования облика святого). Смиренно сложенные руки преподобного опоясывают чётки. Они деревянные или янтарные - материал их по изображению неясен, а белый пигмент, отображающий их бликование на свету, поздний, он положен поверх слоя защитного лака.

В процессе изучения образа стало ясно, что если это и копия, то достаточно ранняя.

Некоторое смущение в начале исследований вызывало наличие нимба и надписи: "Вид старца отца Серафима в последние годы его жизни" по низу холста. Теперь уже ясно, что нимб из сусального золота добавлен после прославления отца Серафима в лике святых, хотя для икон на холсте такой нимб является редкостью.

Окончательно выяснить, оригинал это или ранняя копия, можно будет только после изучения других живописных работ Д. Евстафьева, возможно, хранящихся в музеях Санкт-Петербурга. Кстати, в пользу того, что это оригинальная работа, говорит также большая глубина интенсивности изображения в рентген-лучах. Копии, как правило, так не выглядят.

А может быть это и есть оригинал, ведь след портрета преподобного Серафима работы Евстафьева теряется в конце XIX века. Однако подтверждение этого ещё следует найти, как и разгадку многих других загадок этого образа. В период гонений на Церковь портрет, возможно, был вырезан из рамы, поскольку сейчас он имеет не первоначальный подрамник и рваную кромку холста. При этом он мог быть вырезан и рукой богоборца, позарившегося на дорогое обрамление, и рукой верующего, чтобы спрятать святыню в те окаянные дни.

А мы будем благодарны Господу, что Он даёт нам возможность лицезреть прижизненный образ чудотворца и святого молитвенника за нашу землю. Призываем всех православных внести свою лепту в дело создания достойного обрамления для прижизненного образа батюшки Серафима. На собранные всем миром средства будет заказан благоукрашенный киот сего портрета-иконы.

Призываем всех жертвовать на создание иконостаса придела Серафима Саровского в храме архангела Михаила на подворье Данилова монастыря в селе Михеи Сапожковского района Рязанской области, где последние десять лет сохранялся этот чудный образ. Контактный телефон 955-67-20.




Серафим Саровский
Серафим Саровский
Новости за...
Все новости
Смотреть на

Ссылки

Смотреть на


Смотреть на


Смотреть на


Смотреть на


Смотреть на



Каталоги




Обмен баннерами
Если Вам понравился портал, предлагаем установить наш баннер:

Серафим Саровский

Погода




Православный календарь





Сегодня
Главная | Серафим Саровский | Саровская пустынь | Саров | Новости | Даты | Публикации | Фото | Видео | Книги | Ссылки | Контакты
Copyright © 2003-2024 Группа информационной поддержки.